Невозможно не заметить, что А. Соловьёв никогда не упускает случая отдать долг памяти и огромного уважения создателю этого коллектива и своему учителю Борису Тевлину. В каждой программке хора написано, что сей хор основан профессором Борисом Тевлиным.
Сам по себе факт предоставления права открытия сезона Большого зала московской консерватории для любого коллектива есть признание его высокого профессионального и художественного уровня.
В целом, что касается непосредственно самого хора, очевидно, что коллектив находится в прекрасной технической форме. Не зря же минувшим летом Камерный хор Московской консерватории стал обладателем трех золотых медалей «World Choir Games» в столь разных номинациях: «Смешанные хоры», «Духовная музыка», «Современная музыка». Причем эти медали получены в Латвии, где традиции хорового пения очень сильны. Этому камерному хору подвластны любые формы хорового музицирования: от мягкой кантилены в обработке всем известных и любимых «Тонкой рябины» или «Степь да степь кругом» до ошеломительного виртуозного хорового стаккато в «Посмотри, какая мгла» Танеева. Коллектив владеет богатой палитрой хоровых красок. Это позволяет ему иметь в репертуаре музыку совершено разного характера от Бортнянского до Пахмутовой и шаманской «Кунгалы». Такая широта репертуара заложена самим создателем этого коллектива Борисом Тевлиным.
Хочу назвать некоторые особо удавшиеся номера в большой программе концерта. Очень проникновенно прозвучал концерт Василия Калинникова «Камо пойду от Духа Твоего». Интересно исполнены «Pater Noster» Йозефа Свидера, «Каприччио» Кузьмы Бодрова (российская премьера), обработки четырех русских народны песен: «Тонкая рябина, «На горе-то калина», «Во поле березынька стояла» и «Степь да степь кругом» (солировал бас Дмитрий Волков). Великолепно солировала в нескольких номерах и хормейстер Мария Челмакина.
Есть и некоторые замечания, но они не к исполнению, а исполняемым сочинениям или обработкам. Так совершенно неоправданным, с моей точки зрения, стало принесение в жертву смысла ради формы в «Stabat Mater» Витаутаса Баркаускаса. Я имею в виду ничем не оправданный разрыв канонической конструкции Stabat Mater dolorosa на две части в самых первых тактах сочинения, в которых dolorosa отрывается от первых двух слов.
Неудачным показалась мне обработка шедевра Яна Френкеля «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Мне кажется обязательным указывать в программе имя переводчика, поскольку песня написана и прославилась именно в переводе Гребнева. И мне показалась излишне усложненной её обработка и чрезмерная вокализация. Есть много песен, особенно времен войны или о войне, которым противопоказаны пышные обработки и вокализация. По своей сути они требуют большего аскетизма, не отвлекающего от самого их содержания. К числу таких песен относятся и «Журавли» Френкеля. Не очень удачной была и обработка «Мелодии» Александры Пахмутовой.
В концерте приняли участие два инструменталиста. Студент V курса Московской консерватории пианист Наиль Мавлюдов очень хорошо выступил в качестве концертмейстера, но не был убедителен в исполнении II и III частей из фортепианной сонаты № 7 Сергея Прокофьева. Зато очень удачно выступил баянист Михаил Бурлаков, исполнивший «Oblivion» и «Libertango» Астора Пьяццоллы.
Упомянутые замечания не могут помешать высоко оценить этот концерт.
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты