Все это произошло в рамках IV Красноярского международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Фестиваль собрал артистов из 29 стран, и уже стал крупнейшим событием культурной жизни России.
Премьера «Аиды» прошла 18 июня. В красноярском театре оперы и балета постановку осуществила на редкость интернациональная компания: режиссер — Андрейс Жагарс (Латвия), художник-сценограф — Иварс Новикс (Латвия), художники по свету — Кевин Джон Вун (Швеция) и Карлис Каулужс (Латвия). Впрочем, 27 июня на третьем показе оперы сцену оккупировал интернационал еще более разномастный.
Идея сама по себе хороша. Пригласив артистов из ближайших азиатских стран, красноярская «Аида» наверняка выиграла в зрелищности. Дело в том, что Андрейс Жагарс поставил весьма «традиционный спектакль», по его же словам. Можно даже сказать, что консервативный спектакль. Даже ультраконсервативный. На сцене нет ничего, кроме выгородки из плит, отдаленно напоминающих нечто туристически пирамидальное «из Египта». Иногда появляются еще ступеньки для хора. Собственно, все.
Такое минималистичное решение провоцирует думать, что режиссер сделал ставку на актерскую игру — благо, любовных сцен в «Аиде» достаточно. Возможно, так оно и было в изначальной постановке. Однако введенные гости этими нюансами увлекаться не стали (возможно, и времени не было) — в первую очередь принявшись демонстрировать свои голоса на публику.
Аиду спела лирико-драматическое сопрано Жупар Габдуллина, ведущая солистка «Астана Опера» (Казахстан), где она поет в местной «Аиде». Роль сделана, голос у Жупар прекрасно обработанный во всех регистрах, - так что слушать ее в этой роли — получать чистое незамутненное удовольствие.
Отца Аиды, эфиопского царя Амонасро, пел монгольский баритон Энхбат Амартувшин, ведущий солист академического театра оперы и балета Монголии и победитель Operalia 2012 года. Невероятно насыщенный тембр и полетный «итальянский» звук впечатляют. Одаренность этого певца — фантастическая, не зря он в 24 года стал заслуженным артистом Монголии. Он уже пел партию Амонасро в Улан-Баторе, приезжал в Красноярск, так что выбор неслучайный. Сейчас ему 28 лет, и перспективы у такого шикарного голоса — безбрежны.
Гораздо сложнее получилось с гостями, приглашенными на роли Радамеса и Рамфиса. Тенор из Узбекистана Нагматулла Синхабиби очень старался, опыт пения Радамеса у него есть. Однако голос явно не слушался в этот вечер певца — предательски отсутствовало дыхание, тембр появлялся только в верхнем регистре, ощутимо не хватало мощи и воздуха. Роль верховного жреца Рамфиса в исполнении монгольского баритона Бямбажава Жаргасайхана получилась чрезмерно статичной и скучноватой. Кстати, таким же оказался фараон в исполнении красноярского солиста Владимира Комовича — вероятно, режиссер решил полностью сконцентрировать внимание зрителя на любовном треугольнике, в ущерб прочим действующим лицам.
Так или иначе, постановка «Аиды» в красноярском театре оперы и балета — большое событие, петь шедевр Верди в трех, а то и в пяти составах — прекрасная школа для красноярских солистов. Приглашение же иностранных звезд создает плодотворную творческую среду, ради которой и проводится фестиваль стран азиатско-тихоокеанского региона, по гамбургскому счету.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты