Винить в грязных стычках между Россией и Украиной Европейский вещательный союз может только себя. Долгие годы жестко пресекавший любые политические агитки на конкурсе, заявлявший о пребывании вне политики, именно в случае с Украиной случилось сразу два грубых промаха подряд. В 2005 году на «Евровидение» была допущена песня «Разом нас багато» группы «Гринджолы», уже ставшей к тому времени известным гимном «оранжевой революции», - но EBU ничтоже сумняшеся… допустил ее к конкурсу, поправ собственные принципы ради одобрения демократизации Украины. Украинцы пели скверно, и не победили, избавив от дальнейших проблем. А в 2016 году новый сбой и снова с Украиной: красивая песня Джамалы «1944» априори имела политический подтекст, и не должна была бы прозвучать на «Евровидении». Однако и тут EBU проявил неуместное в такой ситуации «понимание» на тему аннексии Крыма. Принципы конкурса оказались нарушены самими оргами.
Обратки от России, не брезгующей никакими средствами в политических битвах, долго ждать не пришлось. Вместо заслужившего этот конкурс триумфом в «Голосе» Александра Панайотова было решено послать малоизвестного инвалида, выступавшего в Крыму с нарушением закона Украины, хозяйки конкурса. Дескать, увидят колясочницу и расплачутся. Но на Украине власти ничуть не цивилизованнее, чем российские. Не пустили. Не смогли просчитать, что красивый жест с указом президента о разрешении на въезд — цивилизованнее. Ума просто не хватило. И все закончилось плачем цивилизованного EBU от диалогов с варварами, и бойкотом Россией конкурса. Продолжится на днях, скорее всего, отстранением и России и Украины на несколько лет от участия в «Евровидении».
Но стоило начаться конкурсу — и все тучи разошлись. В Киев приехала доброжелательная аудитория со всего мира, растопив все эти черные страсти. Выставочный центр заполнили привезенными из Европы фурами суперсвета и суперзвука, айпадами и маками, радужными флагами и километрами навороченных LED-экранов. Ничего подобного ни в Москве 2009 года, ни в Киеве 2017 года отродясь не было. Даже гопники-радикалы притихли в изумлении. Еще так сошлось, что именно на время «Евровидения» в Киеве прошли световое шоу и фестиваль уличной еды. Плюс фан-городок и фан-зона на Софийской — там свои концерты, а еще 20 тысяч иностранцев… Киев преобразился, он реально стал на несколько дней практически европейским городом, забыв о проблемах.
Орги отлично подготовились. Модные видео-профайлы участников в духе Mannequin Challenge, оживающие в финале. Новая световая система «люстра» - многослойное освещение, позволяющее накладывать спецэффекты в реальном времени. Теперь даже Grammy выглядит бледнее, им догонять «Евровидение». Звукачи гонят минусовки не абы как, а в мультитреке, - и даже с двух компов одновременно, чтобы подстраховаться. Музыканты поймут, как это круто. Пульты световиков похожи на космический корабль, столько там всего… Сколько же всего задействовано 4К-видеокамер, включая дроны, - знает, наверное, только сам Ола Санд, супервайзер конкурса.
Но не зрелищностью единой, как метко заметил победитель конкурса португалец Сальвадор Собрал при получении Хрустального микрофона. У музыки есть душа. А еще (по секрету) есть модные тренды. Так вот, по моим подсчетам (они не бесспорны), только 8 из 42 песен конкурса можно худо-бедно назвать эстрадой в духе Евровидения. Помните такое клише? Нечто помпезное, тяжеловесное, - монументальное эстрадное ретро, символ Евровидения. А вот только 8! Остальные песни — что угодно, от фолк-попа до оперы, от актуального денса до рокешника. Евровидение изменилось и в этом. Особенно приятно было услышать актуальный поп по всем мировым стандартам (ну не хватало тут этого ранее) и элегантные стилизации, одна из которых и победила в итоге.
А вот что не изменилось. Удивительная, слепящая разница в оценках профессиональных жюри и обычных телезрителей! Она не коснулась первого и второго места в итоге, Португалии и Болгарии, но сильно перелопатила остальные строчки. А в прошлом году, напомним, она лишила Сергея Лазарева заслуженной победы.
В острой борьбе между юным россиянином Кристианом Костовым, представлявшим Болгарию (шоу «Голос. Дети» в память) и абсолютно неформатным португальцем Сальвадором Собралом победил последний. В этом есть резон. Они самые яркие, за исключением румынского йодля, артисты тут. Но Костов чересчур хотел быть форматным, что вообще-то правильно при игре вдолгую, и перспективы у него прекрасные. А Собрал просто хотел показать средний палец всему «Евровидению», но - посредством музыки, а не эпатажа. Он спел написанную сестрой Луизой трогательную стилизацию под оркестровые босановы и крунерский вокал Латинской Америки середины прошлого века Amar Pelos Dois («Для нас двоих»). Всякие там Вила-Лобосы в лучшем случае, и Роберты Карлосы в остальных. Но штука в том, что Собрал свой плачущий голос вот так взял и вынес из поп-айдентики. Вокруг него — струнные оркестры, фортепиано, и свингующий вокал — ассоциативный хоть с Пресли, хоть с Синатрой. Какая попса? Ее нет. Но вполне себе попсовая публика Евровидения остро почувствовала все эти предтечи — просто потому, что Собрал был аутентичен и скромен. И сколь потом не показывай в камеру подошвы своих кед, - он уже «свой», несмотря на дулю в кармане. Замечательный эффект чудно миролюбивого Евровидения.
Пора уже кончать ломать копья вокруг этого конкурса. Он глуповатый, добродушный и миролюбивый. Он прекрасен в этом качестве, и к тому же стал самым зрелищным в мире, благодаря менеджменту. Без поп-музыки он просто не смог бы стать успешным и таким дорогим.
Победила-то все-таки не политика, а музыка. Это и есть главное. Евровидение остается музыкальным конкурсом, вопреки воле неандертальских диктаторов. Героем Португалии Собрал не будет, это место зарезервировано за Криштиану Роналду, что и признал артист на финальной пресс-конференции. Более того, и в радиоротациях он не появится, вопреки его надеждам. И песню эту забудут уже через неделю, она не столь уж хороша. Но она была настоящая, искренняя. А это главный тренд последних пяти лет Евровидения. Люди устали от навязываемых им форматов, голосование стало тотально протестным (выборы политиков аналогично), отлично сыгранная и спетая баллада априори рвет дырень в редутах технологически выверенных чартов и опросов. Просто играйте музыку честно, - призывает этот евровидийный факт.
Чем прекрасно Евровидение: тут можно высказаться. Вы не можете повлиять на ротации в BBC или на «Русском радио». Но вот раз в год собираются сорок с небольшим артистов на шикарной сцене, и все свои фрейдистские комплексы на тему музыки вы высказываете на весь мир. А медиа-монстры вынуждены к ним прислушиваться, иначе разорятся. Чудная возможность. Да здравствует Евровидение.
Гуру КЕН
Комменты