Сегодня Сергей Кожевников – влиятельная персона массмедиа. Ведь его
радиохолдинг «Русская Медиагруппа» («Русское Радио», «Хит-FM», радио
«Монте-Карло», Радио MAXIMUM и другие) – один из лучших на рынке. Кожевников уже
давно освоил принципы хитмейкерства и «лепки» звезд. Не исключено, что поэтому к
нему и выстраивается на профессиональную аудиенцию длиннющая очередь из артистов
и их продюсеров. Впрочем, обо всем по порядку…
- Сергей Витальевич, не сомневаюсь, что у вас - радиомагната и у вашего
холдинга в целом - в бизнесе прочные позиции и тылы. Но наверняка экономический
кризис и вам существенно отравил жизнь...
- Как говорили многие бизнесмены в прошлом году, 2008 год был очень хорошим -
жалко, что закончился в сентябре. (Улыбается.) Кризис показал, что выживают
холдинги, - рассказывает Сергей "Аргументам неделi". -
Мы предсказывали это еще несколько лет назад. Существует мировой тренд, что все
СМИ собираются в холдинги и отдельные станции могут существовать только как
арт-проекты либо как бюджетные истории.
Что же касается нас, то в отличие от многих мы изначально не делали
оптимистических прогнозов и, более того, довольно точно предсказали падение
рекламного рынка на радио на 40%. Так что мы были готовы к трудностям и
переменам: сократили издержки, расходы на маркетинг, рекламу. Пришлось
отказаться в этом году и от проведения MAXIDROM. К сожалению, наши законодатели
приняли ряд решений, по которым многие акции стали экономически нецелесообразны.
Как они чуть не задушили футбол, запретив продажу пива во время матча, то же
происходит и с MAXIDROMом. Фестиваль всякий раз проходит на стадионах, и
неважно, что это не спортивное мероприятие, - запрещение на продажу пива
распространяется и на него. Соответственно пивные бренды не участвуют в его
продвижении, а они и сотовые операторы всегда были нашими основными спонсорами.
Поэтому в отсутствие инвесторов выходить с бюджетом в миллион долларов в минус
мы не решились. Сейчас Радио MAXIMUM на стадии перезапуска. К сентябрю ожидаем,
что станция выйдет в более модном формате. Планируем избавиться от маргинальной
публики. Значительно уменьшим количество альтернативной музыки и компенсируем
это модными гитарными композициями.
Сергей Кожевников
- Появилась информация, что вы объединились со своими конкурентами. Говорят, о неком антикризисном альянсе с «Профмедиа» («Авторадио», «Радио Вояж», «Юмор FM» и пр.). У вас теперь единое рекламное поле?
- Не совсем так. Мы сделали рекламный продукт, где можно пакетом приобрести рекламные возможности 14 радиостанций альянса «Проф-Медиа» и «Русской Медиагруппы». Кстати, к радиоальянсу также присоединился холдинг Игоря Крутого: «Радио Дача», «Love Radio» и «X‑FM». Помимо московских станций в рамках альянса осуществляется пакетное размещение на 7 сетевых станциях.
- Видимо, переговоры об их покупке у вас прошли успешно. Писали, что вы долго не могли договориться об условиях сделки. Покупкой какого медиаресурса планируете порадовать себя в будущем?
- Радиоактивы Крутого мы покупать отказались. На тот момент нас цена не устроила. Мы сочли ее завышенной, а продавец решил, что она соответствует рынку. Что же касается планов... Мы всегда планируем что-то купить или что-то продать. Вопрос - в стоимости.
- Время сейчас уж очень неудачное для подобных сделок...
- Сегодня да. Но осенью время для покупки будет очень даже удачное. Кризис дойдет до жесткого состояния - многие одумаются и начнут избавляться от непрофильных активов.
- В связи с таким экономическим коллапсом у артистов наверняка появится возможность покупать эфиры на радио...
- Где-то такая возможность уже появилась. Но наши артисты, к сожалению, мало зарабатывают. Поэтому вряд ли потянут покупать эфирное время в рекламных блоках нашей станции по рекламным расценкам. Сегодня в шоу-бизнесе уже практически нет шальных денег, ведь его аккумулируют либо теневики, либо нефтяники. У последних сейчас ситуация и так серьезная. Теневиков же меньше не стало, но так как денег в стране поубавилось, думаю, что за них активно примутся налоговики.
- ...и запоют жены налоговиков?
- Или таможенников. (Смеется.) Раньше каждая вторая компания была готова финансировать музыкальные проекты. Сегодня серьезные деньги в развлечения вкладывать перестали. Более того, масса артистов, которые обслуживали только корпоративы, сейчас находятся в плачевном состоянии. Потому что формация «поющие трусы» теперь не востребована. Многим женам обрезали содержание, любовниц вообще с него сняли. Уменьшилось количество вечеринок, люди больше работают. Деньги приобрели ценность. Последние два года мы жили в шоу-бизнесе в некоем нереальном формате, когда у нас любой чих требовал колоссальных денег. Причем сопоставить их с затратами в Европе и Америке было невозможно.
- В шоу-бизнесе выживут только сильнейшие...
- Безусловно, артистов станет меньше, да и конкуренция уже стала жестче. Пришло время кассовых артистов, которые работают на определенную аудиторию. К примеру, певица Макsим поет для подростков, и они верят ей, потому что она затрагивает темы, которые им близки. А многие артисты поют совершенно абстрактные песни.
- Макsим нередко называют последовательницей «Ласкового мая»...
- Так же можно сказать и о победителе «Евровидения» Александре Рыбаке. Это «Ласковый май» в современном брожении. Вспомните, была шикарная девушка из Англии с Ллойдом Веббером за роялем. Но выбирают того, кто дал ощущение искренности. Вот он такой наивный, как щенок, который привел всех в умиление... Макsим записала уже не один альбом. Дай бог, если Рыбак сможет так же убедительно держать аудиторию. На «Евровидении» он победил не песней и харизмой, а образом. Вспомните, Светлана Лобода очень ярко и профессионально выступила. Но она была слишком агрессивна, нахраписта, поэтому это вызывало некое отторжение. Но внешние факторы не всегда влияют на шоу-бизнес - важен подтекст! Сейчас Жанна Фриске пытается продвигать свою песню про Портофино. Она не идет. Почему? Да потому, что глупо слушать в Новосибирске или в каком-то другом городе, где остановилось производство, где не самая лучшая экономическая ситуация, про то, как какая-то барышня собралась и поехала на шикарный курорт. Это вызывает раздражение, а не умиление. Нужно быть на одной волне со своей страной и с людьми, которые тебя окружают. Если ты поддерживаешь их переживания, боль - тогда ты родной. Когда же ты находишься параллельно своей аудитории, в конце концов теряешь ее.
- Сегодня многие наши исполнители рвутся покорять Запад. У кого-нибудь из них есть шанс?
- Двадцать лет назад такой шанс был у Валерии. Она великая певица, но теперь уже поздно продвигаться. Это не потому что она плоха, а потому, что на Западе работает закон прибавочной стоимости - закон Карла Маркса никто не отменял. Артист должен как минимум отработать десять лет на компанию. Только тогда компания получит реальные деньги и только тогда она будет готова в течение еще нескольких лет вкладывать в него деньги, чтобы снова их получать, но уже как прибыль. Что будет с артистом через пять лет - сказать сложно. Это как в футболе - никто не подпишет контракт с футболистом, которому тридцать лет. Так же в модельном бизнесе, балете...
- Амбиции Билана - покорить западную шоу-индустрию тоже обречены на неудачу?
- Нас никто на Западе не ждет - ни с артистами, ни с газом, ни с нефтью. Есть все. Но если мы предлагаем дешевле и лучше, как китайцы, тогда у нас есть шанс. Но я не исключаю вероятности, что китайцы скоро и петь будут лучше. Обратите внимание, что вокалистов китайцев мало, а пианистов много. Там где требуется усилие и усердие - везде побеждают наши китайские братья. Там где нужна эмоциональность и индивидуализм - работают другие стандарты. У Билана мало шансов с его сегодняшней музыкой. Он, безусловно, талантливый человек. Но кроме амбиций есть еще и языковой барьер. Вот представьте себе - приедет парень из Узбекистана и будет петь на русском языке, но с акцентом. Он имеет шанс? Да, имеет, но на него все равно будут смотреть как на некоего этнического персонажа. В свое время так смотрели на Авраама Руссо. Это забавно, мило, но не более того.
- В семейной жизни вы так же категоричны?
- Скорее консервативен. (Улыбается.) Я убежден, что главное достижение любого человека - это семья. Есть люди, которые успешны в профессии, но с семьей у них не получилось. Считаю это неудачей, хотя этих людей и уважаю. Друзья, работа, хобби - это этапные истории - на выходе работает лишь - «дом-дерево-сын», это триединство железно. Поэтому выходные у меня полностью посвящены семье. В субботу еще могут быть какие-то разъезды - супруге интересно быть в обществе. Но воскресенье - это лишь семейный день.
Комменты