Вручение стипендий фонда "Новые имена" в Воронеже, которое состоялось 28 февраля в ВКЗ, посетил пианист Денис Мацуев. Перед торжеством Денис Мацуев пообщался с журналистами.
- Вы проводите много музыкальных фестивалей. Чему учитесь у молодежи?
- Поколение, которое идет за нами, совершенно невероятное. Оно живет в другом темпоритме, на сцену выходят уникальные самородки, их можно действительно назвать избранными, это фантастические таланты, которые успевают и на инструменте позаниматься, и сходить в театр, и почитать, и позаниматься спортом, владеют несколькими иностранными языками и современными технологиями. И на все у них есть время. Например, мальчик 13 лет играет концерт Чайковского. И это не цирковой юмор, это зрелое исполнение большого музыканта. Если не видеть, кто играет, ощущение, что это зрелый артист. Существует опасность, что они начнут с такого возраста гастролировать...
- Год назад вы высказались на счет более плотного сотрудничества с Воронежским молодежным симфоническим оркестром. Все сложилось?
- Сегодня на концерте выступят лауреаты моего конкурса в Астане с вашим замечательным оркестром под руководством маэстро Андросова, который на глазах вырос в профессиональный коллектив. Я приглашал их на фестиваль "Крещендо", они с блеском выступили в Московской филармонии, произвели ошеломляющее впечатление, был большой резонанс и у публики, и у профессиональной музыкальной общественности. А это не так легко с первого раза завоевать любовь. Каждый приезд в Воронеж для меня счастье, счастье встретиться с молодыми лицами. Главное завоевание за последние 15 лет – это рождение нового поколения слушателей.
- Расскажите о вашем новом конкурсе Grand Piano Competition, учрежденном Министерством культуры РФ.
- С 30 апреля по 5 мая в Москве состоится новый конкурс пианистов Grand Piano Competition для участников до 16 лет. Для первого тура мы будем отбирать по видео 15 человек. У нас будет самое знаменитое жюри, которое только может быть, уровня конкурса Чайковского. Особенность конкурса такова - эти 15 человек будут играть и в первом и во втором туре индивидуально и с оркестром, не слетая после сольного тура. Это мое ноу-хау. Потому что резать по живому сложно. Тем более, когда речь идет о талантливых детях. У лауреатов и дипломантов будут большие перспективы. Пять лауреатов, 10 дипломантов. И еще Гран при – рояль, который мы вместе выберем. Перспективы большие – победителей возьмем в свою обойму. Конкурс будет транслироваться на телеканале "Россия - Культура" и на международном интернет-канале классической музыки Medici.tv. Конкурс Чайковского на Medici.tv посмотрели около 12 млн. человек. И победители стали знаменитыми музыкантами на весь мир. Фортепианная русская школа до сих пор является лучшей в мире. Гарантирую фейерверк фортепианного искусства!
- Призовой фонд конкурса – 40 тысяч долларов. Как в кризис находить деньги на культуру?
- Нелегко, конечно. Но есть еще люди, которые понимают, что такое действо – это большие деньги (лауреаты получают по 5 тысяч долларов, дипломанты по 1 тысячи). Привезти каждого участника, оплатить питание и проживание участника, его сопровождающего, плюс аренда залов, гонорары оркестра и дирижеров - это все дорого. Но Ольга Голодец, вице-премьер правительства, которая была сопредседателем оргкомитета конкурса Чайковского, на мои опасения сказала, что отступать не нужно, нужно обязательно делать конкурс, несмотря на тяжелые времена. Такие смотры и фестивали очень нужны публике – это наше будущее достояние. Но есть и спонсоры. Мне никто не отказал. Россия всегда была славна меценатами.
- Вы как-то говорили о звездной болезни родителей юных музыкантов. А вас родители до сих пор критикуют?
- Они знают мои возможности, знают, как я могу играть и всегда ищут в моей игре те места, где что-то можно улучшить. И я счастлив, что со мной есть такие люди, которые могут говорить мне правду. Очень важно для молодых музыкантов мнение со стороны людей, которым ты доверяешь, будь то педагоги или родители. Поэтому я счастлив, что такие люди рядом со мной. Они могут сказать: "Не хватило легато, энергетики, или ты перепианил, очень тихо было, недоозвучил какие-то места. Кульминация не до конца была выстроена. Или бисы были неправильно выстроены". Я обожаю бисы. Это отдельная часть моего концерта, она очень нравится публике. Я обожаю публику, и всегда чту ее мнение. Даже выпустил в этом году пластинку "На бис".
- Вы критичны к себе?
- Безусловно. После каждого концерта, особенно на утро, возникает послевкусие. Я понимаю, какой был концерт. Сразу после концерта сложно соображать, после таких страстей, как будут сегодня, а именно Третий концерт Рахманинова - это король всех фортепьянных концертов. В нем 55 тысяч нот, кто-то сосчитал. И по эмоциональности, по широте, по выплеску эмоций, по темпераменту равных этому концерту не существует. И для этого нужен обязательно партнер по сцене, потому что если нет отдачи от оркестра, от дирижера, то ничего не получится. Но каждый раз, когда я выхожу его играть на сцену, это как первый раз с одной стороны, и как последний с другой. Потому что я должен этот концерт брать кровью. Если ты не отдался, ты не выплеснул все, что у тебя есть, без этого невозможно. Искусства без страсти не бывает. Вообще я могу назвать этот концерт своей визитной карточкой, лейтмотивом всей своей жизни. Когда меня спрашивают, почему я играю то или иное произведение, я отвечаю: "Потому что я его люблю!". Если нет любовного контакта с музыкой, тогда и не стоит выносить ее на сцену. Для меня третий концерт Рахманинова – один из самых бурных романов жизни. Это живое существо. У нас были разные отношения с этим концертом. Год назад я отложил его и не играл, так получилось. И когда я к нему пришел вновь, это были совершенно новые чувства.
- Денис, вы всего себя отдаете музыке, у вас концерты расписаны до 2020 года. На личную жизнь остается время?
- Конечно, я же сибиряк! Как вы думаете, возможно жить без личной жизни? Я не знаю таких людей, которые живут без личной жизни. Личная жизнь вдохновляет, окрыляет перед сценой. Поэтому чувство влюбленности и страсть переносится на сцену. Других вариантов быть не может.
- А когда слышите классическую музыку на мобильном телефоне, как реагируете?
- Главное - чтобы эта мелодия звучала не в зале. Если человек таким образом приучится ходить на классическую музыку, почему нет. Я думаю, это тоже некий способ просвещения. Может, это один из вариантов привлечь аудиторию в зал...
Даже немузыканты в зале понимают, что что-то с ними происходит на концерте. Концерт отрешает, излечивает, помогает, самое главное у тебя появляется улыбка. Я не смотрю в глаза зрителям во время концерта, так как сижу боком, но много общаюсь после концерта и просто вижу в глазах и на лицах улыбки и воодушевление. И наверное, для меня это главное. Я играю для публики, я не играю на публику.
- Несмотря на противоречивую ситуацию в мире, у вас везде аншлаги, в США сейчас с успехом гастролирует Мариинский театр. Политика и искусство не пересекаются?
- Пытаются внедрить в искусство политику, это не только сейчас , это и в советские времена было. Искусство это то, что может помирить людей, я в этом глубоко убежден. Я всегда вспоминаю пример, когда я открывал в этом году сезон в Израиле с оркестром израильской филармонии со знаменитым израильским маэстро Зубином Метой, в зале на 3000 зрителей шесть дней подряд был аншлаг, и каждый концерт евреи и арабы сидели вместе. Все конфликты остаются за стенами этого зала, здесь они слушают музыку. Я глубоко убежден, что музыка может примирить людей. Убежден, что Рахманинов, Прокофьев, Чайковский, Шуберт, Шуман – это то, что может сделать людей чище, добрее, миролюбивее.
Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора
Комменты