Роман. Вадим Демидов, 2016.
Жанр: антиутопия.
Герой книги — рок-музыкант Дорофеев, лидер некой группы «Фолкнер и его хемингуэи», активно ротировавшейся на «Нашем Радио». А дело происходит в 2028 году, как нетрудно догадаться. Сбылись все либеральные кошмары, Россию захватили террористы «Гиркины», Путин эмигрировал в США, страна развалилась на царства и княжества. Вокруг анархия, голод, каннибализм и насилие. Единственное спасение — миротворцы ООН.
Пересказ сюжета выглядит смешным и ходульным, но сюжет именно таков. Демидов действительно вслед за романом «Яднаш» вкладывает в уста рокера невероятные умозаключения в духе аналитиков «Эхо Москвы», только переносит их в реальный 2028 год. Конечно, это рок-н-ролл в литературной стилистике Сорокина. Узнаваемое нагнетание трэша, узнаваемые чудовищно прописанные диалоги, и попытка дискуссии в ситуации априори отсутствия дискуссии.
Демидов отказывается быть писателем (качество диалогов и тонны штампов вроде «жизнь является высшей ценностью и человек человеку не волк» тому свидетельство), но поднимается на степень баснописца — в предлагаемых обстоятельствах антиутопии. И тут Демидов прекрасен: его герои изрекают не всегда очевидные морали в совершенно парадоксальных ситуациях. Они словно живут в 2016 году, а разговаривают в условиях кошмара 2028-го. Например, «И тогда решил он создать свою нацгвардию. Нацгвардию русскую поэтическую». Утром в газете, вечером в куплете, - но ведь Демидов придает ей былинный размах! «Вышла поэтическая нацгвардия к границе земель русских и встала мощным заградотрядом. И только тогда Писатель успокоился и вновь забрался на свою печку – мир лежал на широких надежных ладонях русских героев».
Проблема романа «2028» в том, что как-то не очень верится в ужасы 2028-го, поскольку чересчур торчат уши 2016-го. Поэтому скорее воспринимаешь роман как предостережение. Не сделаете в 2016-м того-то и того-то, - вот вам будет такой 2028-й! И не то, чтобы деревенская жизнь могла бы радикально измениться за 12 будущих лет, но — хотелось бы конкретики, а не идейных лозунгов. И правдоподобности.
А вот батальные сцены Демидову удаются едва ли не лучше, чем другому нижегородцу Прилепину. И это уж совсем необъяснимо. В отличие от спецназовца Прилепина, бравым солдатом Демидов вроде бы не был. Но все перестрелки и захваты заложников описаны так, что реалити проигрывают с разгромным счетом. Еще один парадокс.
Отчаянно жалко, что Дорофееву как рок-музыканту автор романа не уделил какого-либо внимания, кроме абсурдистского знания трендов российской поп-музыки. Рокеры бунтовали, спивались или лизали, но оторвать их от лона Моррисона или Цоя было принципиально невозможно. Демидов то ли стесняется своей роли в русском роке, то ли хочет рассказать о сознательных изгоях. Не получилось. Бывший рокер выглядит знатоком Кадышевой, и этого от книги не отнять.
В целом роман «2028, или Одиссея Черной Дыры» хорош как сиюминутное политизированное чтиво в духе примолчавшего Сорокина. Но музыка у Демидова получается пока куда романтичнее и уравновешеннее литературы. Цельнее. Стоит ждать новых альбомов «Хронопа»...
Оценка: 5 из 10
Гуру КЕН
Комменты