Светлановский зал Международного Дома музыки, который сотрудничает с фестивалем с 2004 года, пригласил на концерт «Услышать будущее». Юные музыканты пианист Александр Малофеев и скрипач Даниэль Лозакович выступили с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова.
Мальчики одного года рождения - 2001, но родились в разных странах. Саша в Москве, Даниэль - в Стокгольме. Объединяет их Россия и музыка. Они оба стипендиаты Фондов Мстислава Ростроповича и Владимира Спивакова. Александр Малофеев - ученик Средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных (класс педагога Е. В. Березкиной), Даниэль в настоящее время получает академическое образование в Колледже дю Леман в Женеве. Оба они лауреаты международных конкурсов. Малофеев — обладатель Первой премии и Золотой медали VIII Международного юношеского конкурса им. П. Чайковского в Москве, Первого Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2015 г.), Гран-при Первого Международного т конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition. Даниэль Лозакович — победитель Первого Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова. В его багаже - премии на конкурсах в Македонии, США, Вене, Германии. Оба музыканта выступают на престижных российских и зарубежных концертных сценах России и дальнего зарубежья.
Вечер начал Национальный филармонический оркестр, представив 4 этюда-картины С. Рахманинова — О. Респиги.
В первом отделении Александр Малофеев сыграл Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Первые же аккорды солирующего фортепиано возвестили, что нас ждет захватывающее путешествие в мир рахманиновской музыки. Полилась мелодия необыкновенной красоты, поэтичности, лирического воодушевления и полного растворения в природе. Восторженная публика не отпускала музыканта. На «бис» Александр исполнил совсем иную музыку, выбрав из фортепианного цикла Мориса Равеля «Ночной Гаспар» «Ундину», проявив зрелое мастерство и точное ощущением равелевского стиля и настроения.
Во втором отделении выступил Даниэль Лозакович с двумя произведениями. Сначала был Концерт для скрипки с оркестром № 1 немецкого композитора Макса Бруха. Он написан молодым автором легко, с вдохновением. Так и сыграл его скрипач. Это ощущение передалось и публике, которой хотелось слушать музыку Бруха еще и еще. За Брухом последовало известное и всеми любимое виртуозное сочинение Сен-Санса «Интродукция и Рондо – каприччиозо. Да, Даниэль был виртуозен, но не только его виртуозность восхитила слушателей, прежде всего яркая эмоциональность Даниэля Лозакевича, согретая теплотой и одухотворенностью его игры.
Владимир Спиваков всегда чувствует настрой слушателей и чтобы поддержать ее праздничное настроение от выступления юных дарований, он сыграл точный оркестровый «бис» — Интермеццо из сарсуэлы Херонимо Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо».
Второй вечер Открытого фестиваля «Черешневый лес», на котором мне удалось побывать, был совершенно иной. Он относится к серии экспериментальных постановок, которые уже стали традицией фестиваля. Спектакль назывался «Черт, солдат и скрипка» по мотивам произведений Игоря Стравинского и был посвящен 135-летию со дня рождения композитора. Будучи в эмиграции, русский композитор Игорь Стравинский сочинил в 1917 году сказку «История солдата» о беглом солдате и черте, по мотивам русских народных из сборника А. Афанасьева и легенды о Фаусте. Его друг драматург Шарль Рамю написал текст по-французски. Он идеально подошел для камерной оперы из нескольких картин. Что же касается музыки Стравинского, то как говорил сам композитор, на это сочинение повлияло его знакомство с американским джазом. «История солдата» построена Стравинским по форме танцевальной сюиты эпохи барокко, но вместо старинных танцев, он вводит в партитуру фокстрот, танго и даже регтайм. Премьера «Истории солдата» состоялась 28 сентября 1918г. в Лозанне (Швейцария). Так родилось это оригинальное сочинение Стравинского, мало кому известное в России. Но зато сколько поводов для фантазии оно дало сегодняшним создателями нового фестивального спектакля «Черт, солдат и скрипка».
Автор его идеи - скрипач Дмитрий Ситковецкий, ему же принадлежит и музыкальная версия, в которую он, помимо «Истории солдата», включил и другие сочинения Стравинского: оперу «Мавра», балет «Поцелуй феи»… Текст для новой версии «Истории солдата» написал писатель, автор нескольких книг, лауреат престижных литературных премий Михаил Успенский. Он несколько изменил сюжет о беглом солдате, продающем черту душу (имеется в виду скрипка), а Ситковецкий стал исполнителем Черта, завораживающим слушателей своей игрой на скрипке. К тому же Успенский добавил в текст детали, которые придали истории злободневное звучание.
В спектакле принимал участие музыкальный ансамбль в составе Михаила Ситковецкого (скрипка), Полины Осетинской ( фортепиано), кларнетиста Игоря Федорова и Антона Плескача (ударные). Режиссер-постановщик Михаил Кисляров, он же хореограф, к нему присоединились хореографы и исполнители танцевальных партий Принцессы и Солдата Анна Дельцова и Александр Тронов.
Кроме того, в спектакле были использована компьютерная анимация (Ян Калнберзин), а также участвовала съемочная группы ТВ-программы. Получился мультимедийный спектакль с участием в главных ролях медийных лиц: журналиста и телеведущего Владимира Познера — Рассказчик и рок-музыканта, поэта и художника Андрея Макаревича — Солдат. Мы могли любоваться его выразительными графическими рисунками и слушать игру на гитаре. И Владимир Познер, и Андрей Макаревич много говорили, общаясь между собой и посылая свою информацию в зрительный зал. Оба постоянно были в центре внимания, появляясь то на сцене, то на разных экранах, получая от такого эмоционального общения огромное удовольствие.
Получали ли зрители удовольствие и все ли они понимали, о чем шла речь у уважаемых Познера и Макаревича? — это осталось невыясненным. А уж то, что слушатели получили огромное удовольствие от замечательной музыки Игоря Стравинского да еще и в отличном исполнении Дмитрия Ситковецкого, Полины Осетинской, Игоря Федорова и Антона Плескача — это уже на 1000%.
Елизавета ДЮКИНА
Комменты