Музыкальное академическое искусство и музыкальное исполнительство – одни из тех немногих областей, в которых лидерство России остается неоспоримым уже на протяжении многих десятилетий. После распада СССР мы утратили многое, но этот феномен чудом выжил, продолжая приносить России славу продвинутой в культурном отношении державы в мировом масштабе.
По-прежнему наши молодые музыканты стабильно выигрывают международные конкурсы, а концертные залы по всему миру с радостью принимают у себя русских виртуозов, в элите мирового музыкального исполнительства – среди инструменталистов, вокалистов, танцовщиков – россияне не просто основательно присутствуют, но уверенно лидируют, хотя в последнее время стали испытывать значительное давление со стороны хорошо подготовленных выходцев из стран Восточной Азии.
Залогом этого долгоиграющего успеха служит музыкальное образование в России, система которого начала складываться в XIX веке, сформировавшись в строгую и безукоризненную вертикаль, готовившую сызмальства будущих артистов, и не дававшая сбоев на протяжении полутора веков. Ни революции, ни войны не смогли разрушить это, казалось бы, хрупкое здание, на поверку оказавшееся не просто прочным и живучим, но развивающимся организмом, вызывающим восхищение и зависть за рубежом. Чего греха таить – целые исполнительские школы в ряде стран, по сути, являются дочерними, производными от русской, которая сама в свое время вобрала в себя все лучшее, что было в европейском опыте XIX века. Великие братья Рубинштейны, основатели столичных консерваторий, сумели организовать эту систему на столь разумных началах, что ее эффективность очевидна всем и не требует никаких специальных доказательств. В советские годы этот позитивный опыт был многократно развит и преумножен.
Однако, то, что не удалось войнам и революциям, похоже, вполне может сотворить наша вроде бы вполне мирная нынешняя действительность. И главный двигатель этого негативного тренда – российское чиновничество в лице Министерства образования России. Так, по крайней мере, считают те, кто собрал на пресс-конференцию российских журналистов в Национальной службе новостей, озаглавив повестку дня совсем невесело: «Минобр против одаренных детей, или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?»
Актриса и зампредседателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, директоры консерваторской и гнесинской специальных музыкальных школ Владимир Овчинников и Михаил Хохлов, проректор Московской консерватории Александр Бондурянский и скрипач и по совместительству председатель попечительского совета Уральского музыкального колледжа Дмитрий Коган бьют тревогу: Минобр настоятельно рекомендует специальным музыкальным школам, где выращивают элиту российского исполнительского искусства, изменить образовательные стандарты, сократив подготовку артистов-исполнителей высокого класса с традиционных десяти до шести лет, тем самым, исключив из нее начальное звено и, по сути, «причесав» старт юных гениев под среднестатистические общероссийские правила, по которым живут все прочие, обычные музыкальные школы.
Артистические индивидуальности, которые, как правило, проявляются в самом раннем возрасте, таким образом, предлагается лишить систематической базовой подготовки на первоначальном этапе, тем самым, рискуя упустить шанс заложить основы профессии – а ведь в подготовке такого рода специалистов систематичность и преемственность, изначально высокие ориентиры, высокая планка играют исключительно важную роль.
«Это глупость или диверсия?» - полемически вопрошает депутат Драпеко, прямым текстом обвиняя чиновников Минобра, а заодно и Минкульта в антинациональной политике, в пренебрежении интересами России, формирования будущего ее культуры.
На пресс-конференции эмоции зашкаливали, а в адрес чиновников прозвучало немало негатива. К сожалению ни одного представителя указанных министерств в зале не оказалось, поэтому все гневные инвективы деятелей культуры сотрясали только воздух и носились над головами представителей прессы. Поскольку чиновников в России традиционно не любят, в лице последних филиппики нашли благодарных слушателей.
В самом же Минобре наличие рекомендаций подтверждают, однако их эмоциональную интерпретацию инициативной группой деятелей культуры считают несправедливой и неверной. По заверению чиновников ЦМШ и прочие элитные учебные заведения смогут и далее учить юных гениев не с пятого, а с первого класса, если пожелают, но формально эти процессы будут разделены на разные образовательные этапы (предпрофессиональный и средний профессиональный), для ведения которых нужно будет получать разные лицензии.
Однако двойное лицензирование пугает Владимира Овчинникова, который ожидает от этого нововведения финансовых, административных, юридических, наконец, санитарно-эпидемиологических проблем. Он и другие участники пресс-конференции полагают, что заведениям, подобным ЦМШ (их в стране около десятка), необходимо не низведение под общероссийские образовательные стандарты, а особый статус национального достояния, желательно, под крылом президентской администрации.
Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты