«Иоланта» в Центре Вишневской

В Москве осенью продолжали отмечать 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского — за один октябрь на сценических площадках столицы появились три «Иоланты», к сожалению, не все оказались достойны гениального творения композитора.

Сначала в Большом зале консерватории прошло удачное концертное исполнение оперы, открывшее Первый международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой «Опера арт», естественно, с Алиевой в титульной партии. Затем на Исторической сцене Большого театра состоялась премьера новой постановка «Иоланты», которая вызвала только сильнейшее раздражение от режиссуры Сергея Женовача, проявившего некомпетентность в оперном жанре и полное непонимание музыки. И, наконец «Иоланта» в Центре оперного пения Галины Вишневской, которая несколько уменьшила негатив от бездарной постановки драматического режиссера в опере.

Впервые «Иоланта» была поставлена в Центре в марте 2006г. петербургским режиссером Александром Петровым. Это был замечательный спектакль, через который прошли ведущие солисты Центра, поющие сегодня в ведущих театрах столицы: Мария Пахарь (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Олег Долгов, Эльчин Азизов (Большой театр), Алексей Тихомиров (Большой театр, «Геликон-опера»). Он не остался незамеченным театральной общественностью России— постановка была награждена Золотым дипломом на Московском театральном фестивале 2005-2006 гг. в номинации «За лучший оперный спектакль». «Иоланту» показали в Эрмитажном театре Петербурга и на Всероссийском фестивале «Панорама музыкальных театров» в Омске.

Нынче было решено возобновить спектакль и посвятить его не только Чайковскому, но и дню рождения основательницы и худрука Центра оперного пения Галине Павловне Вишневской. Его премьера прошла 25 октября.«Иоланта» была одной из любимейших опер Галины Павловны. Она писала: «Музыка оперы божественная, удивительная, в ней нежность и страдание, а сюжет ее позволяет проникнуть в самые глубины человеческого духа. Я пела ее не раз, но уже вне России, а на Западе вместе с Николаем Геддой, причем в концертном исполнении. Мне кажется, что «Иоланта» даже не требует особой постановки, каких-либо внешних эффектов, здесь нужен только талант и хорошее пение».

Иоланта - Екатерина Петрова, Марта —  Анна Бондаревская, Бригитта — Екатерина Савинкова, Лаура — Евгения Шугай
Иоланта - Екатерина Петрова, Марта — Анна Бондаревская, Бригитта — Екатерина Савинкова, Лаура — Евгения Шугай

Спектакль Александра Петрова традиционен в лучшем смысле этого слова, без нарочитых внешних эффектов, с проработкой характеров героев оперы и их взаимоотношений.

Введение режиссером персонажей Масок помогло ему оправдать красивую сказочную атмосферу либретто и в ней рассказать жизненную историю слепой Иоланты, дочери короля Рене, ее излечение от слепоты, скорей духовной, чем физической. Провести героиню от темноты к свету, через страдания и сомнения к первой любви, а затем и к счастливому соединению с любимым. Все так, как задумал Чайковский, которого больше всего увлекла главная идея — путь от темноты к свету. Прекрасно, что в Центре работают с молодыми певцами над подлинником автора. Здесь учат профессии на классическом материале, что уже сейчас приносит свои прекрасные плоды, а в дальнейшем сослужит им еще большую службу, когда они выйдут не на учебную, а на взрослую профессиональную сцену.

Нынешняя «Иоланта» осталась той же, что и при своем рождении в 2006 г., но с одной значительной оговоркой — улучшилась музыкальная сторона спектакля. В 2013 году художественный руководитель Центра Ольга Ростропович создала собственный оркестр из молодых талантливых музыкантов. Над возобновлением «Иоланты» по ее просьбе очень тщательно работал представитель славной дирижерской династии Юровских Дмитрий Юровский, главный дирижер Королевской фламандской оперы, Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Раскрыта богатейшая партитура Чайковского, выстроены характеры персонажей и их взаимоотношения, оркестровое и вокальное звучание наполнено смыслом. Прекрасная дикция, каждое омузыкаленное слово слышно и понятно, отлично сделаны дуэты и ансамбли.

Прекрасно звучал хор (хормейстер Людмила Ерюткина) как женский лирический, так и общий, мощный и яркий в финале. Он именно пел, а не кричал, позволяя услышать и солистов.

Юровский продирижировал двумя спектаклями. Третий провел Александр Соловьев, тоже замечательный дирижер, работающий в Большом театре и Центре. На его спектакль я и попала. Под его руководством оркестр представил «Иоланту» во всей ее красоте и многообразии и был очень чутким партнером солистам и хору. В этот вечер в спектакле участвовали солисты-дебютанты, для которых «Иоланта» стала первым выходом на сцену, да еще в такой великой опере Чайковского. Конечно же, им очень нужна была поддержка дирижера-профессионала, которую они и получили.

Иоланта — Екатерина Петрова, король Рене — Владислав Попов, Эбн-Хакиа — Марат Мухаметзянов
Иоланта — Екатерина Петрова, король Рене — Владислав Попов, Эбн-Хакиа — Марат Мухаметзянов

Лучшей из солисток оказалась Екатерина Петрова, исполнительница партии Иоланты. У нее красивый полётный и выразительный голос, к тому же певица органична и одарена актерским талантом. Она не спела Иоланту, а прожила ее жизнь от первых неосознанных сомнений, тревог и до полного духовного прозрения и обретения счастья. Интересным был мавританский врач Эбн-Хакиа в исполнении Марата Мухаметзянова. Его баритон, гибкий и пластичный, наполнял знаменитую арию Эбн-Хакиа, написанную в стиле восточных мелодий, тайнами и вкрадчивыми наставлениями. На протяжении спектакля он был негласным руководителем исцеления Иоланты, направляя действие задуманного им плана к радостному финалу.

Все молодые артисты волновались, иногда у некоторых проявлялась излишняя старательность, скрывая их неуверенность. Но это скоро уйдет, а ее место постепенно начнет занимать мастерство. Во всяком случае, у певцов Владислава Попова — король Рене, Евгения Щербакова — Роберт и Петра Сизова — Водемон такая перспектива имеется.

Отлично поработал с певцами хореограф Виталий Выгузов. Все хорошо двигаются, а женщины умеют носить изысканные наряды. Органично вписались в действие безмолвные, но выразительные Маски: Михаил Атаманович, Денис Велев, Алексей Толстокоров.

Несмотря на отдельные недочеты и погрешности, спектакль оставил радостное чувство, зарядив положительными эмоциями и желанием посмотреть его еще раз с другими исполнителями.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото предоставлены пресс-службой Центра пения Галины Вишневской. Автор фото Александр Гайдук

Быстрый поиск: