Это стало доброй традицией — поминать безвременно ушедшего мастера, ведь скрипач Юлиан Ситковецкий, чьей памяти посвящен весь фестиваль, ушел из жизни в 32 года. Его карьера стартовала на знаменитом Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей 1945 года, с тех имена победителей того конкурса — Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Юлиан Ситковецкий - стали известны всей стране, а затем и всему миру.
От Ситковецкого осталось множество записей, и его репертуар — всегда в основе того, что играют на фестивале памяти Ситковецкого. В этот раз были: Бранденбургский концерт №3 Баха, «Цыганка» Равеля, концерт ми минор соч.64 Мендельсона, концерт №5 Вьетана и одна премьера, о которой чуть позже.
«Солисты Москвы» привычно-грамотно отыграли многократно ими исполнявшегося Баха. Для равелевской «Цыганки» Башмет пригласил свою протеже, юную скрипачку Валерию Абрамову. Она явно волновалась, но сумела удержаться от брака, а некоторые пассажи напомнили лирической страстностью почему-то Ванессу Мей.
Публика ждала, конечно, знаменитого Массимо Кварта. Итальянский виртуоз выбрал довольно редко исполняемое в России произведение — Пятый концерт Le Gretry Анри Вьетана. Тут есть где развернуться и в смысле виртуозности, и в смысле глубины исполнения. Скрипач Массимо Кварта был безупречен во всех смыслах.
Немецкая скрипачка южно-корейского происхождения Клара-Джуми Кан весьма педантично разыграла ми минорный концерт Мендельсона, в Анданте это даже напомнило музыкальную шкатулку с вращающейся фарфоровой куколкой.
Завершился же фестиваль первым исполнением в Москве «Отражений» другого фаворита Башмета, композитора Кузьмы Бодрова. Это довольно сомнительная идея «отразить» темы 24-го каприса Паганини «в стиле» Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга. Но это ничуть не чуждая идея для самого Бодрова, изрядное количество произведений которого — именно что стилизации великих. Тут и ранее только дирижировавший Юрий Башмет взял альт в руки (для Башмета опус явно и предназначался). Довольно скоро выяснилось, что как ни играй темы Паганини, они все равно остаются темами Паганини. Но в стилизациях от них отрываются куски эмоций, страстей, живого мяса. Иногда это было довольно смешно, особенно в стилизации под Чайковского, иногда смертельно скучно, как с Брамсом. «Солисты Москвы» стоически выдержали это испытание, на ходу меняя эстетики и эпохи.
Самым же трогательным моментом концерта стало воспроизведение записи самого Ситковецкого, игравшего каприс ре-мажор Кароля Липинского. Сыграно блистательно, в лучших традициях советской скрипичной школы. И зал, и музыканты на сцене аплодировали...
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Юрий ПОКРОВСКИЙ
Комменты