Prom 65. Бременские музыканты и дебютанты из Греции
Оркестр Deutsche Kammerphilharmonie из Бремена под руководством греческого дирижера Константиноса Каридиса (Constantinos Carydis), который дебютировал на сцене Королевского Альберт Холла с хорошо выверенной временем программой – Моцарт, Штраус, Бетховен.
Во время первой половины концерта исполнены несколько арий из опер Моцарта и «Хаффнеровская» симфония, полная искрящейся жизнерадостности.
Очаровательная греческая сопрано Данае Контора (Danae Kontora) – также дебютантка BBC Proms, пела арии из опер Моцарта и после перерыва – снова арии, только Штрауса из оперы «Ариадна на Наксосе», продемонстрировав как контроль, так и ловкость своего исполнения. Тон ее кристально чистого сопрано оставался полным и истинным. Каждое слово отчаявшейся Ариадны звучали чисто и ясно, с искренним чувством. Но тем не менее программа концерта была непродуманной, несбалансированной, показалось, что цель этого концерта заключалась все-таки в откровенном пиаре в Лондоне молодой сопрано из Греции.
После перерыва играли Симфонию номер 7 Бетховена - непримиримые контрасты, суть которых в музыке рассматривается как свидетельство «амбиций Бетховена, желающего интегрировать легкость и вес, молодость и опыт, комедию и трагедию». Это исполнение Седьмой симфонии воплотило в себе именно это стремление к интеграции, что было по достоинству оценено вдохновляющими аплодисментами зрителей.
Prom 67. Спасенная от забвения «Ночь на Лысой горе» Мусоргского
Игра Симфонического оркестра ВВС, возглавляемого его главным дирижером Сакари Орамо, превратилась в своего рода уверенный, четкий музыкальный рассказ о «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, за спасение от забвения и безвестности которого мы должны быть бесконечно благодарны Римскому-Корсакову. Орамо обеспечил темп, динамический контраст, заставив оркестр звучать то в тихих приглушенных тонах, то в впечатляющем, ритмически настойчивом ритме «поклонения ведьм».
В этот вечер по заказу BBC были исполнены пять песен на музыку Луи Андриссена (Louis Andriessen) «Только один» (The Only One), которую он написал специально для певицы Норы Фишер. Это небольшое музыкальное произведение вперемежку с оркестровыми интермедиями рассказывает о периоде жизни девочки-подростки из маленького американского городка до ее зрелого возраста. По мере того, как жизнь персонажа становится все более сложной, как и ее костюмы, прически, так и качество голоса певицы мутирует, и в результате финальная песня была исполнена с тревожной щемящей болью. Добро пожаловать в мир взрослых, детка!
И в заключение - Пятая симфония Сибелиуса. Есть знаменитая сказка о полете шестнадцати лебедей, великолепие полета которых и послужило толчком для создания этой симфонии. Но Сибелиус в одном из своих заметок написал о том, что пятая симфония – это история о том, как многие речки сливаются в одну могучую великую реку. Предпочитаете ли вы птичью версию или речную метафору, но ощущение роста могучей структуры из маленьких, само обновляющихся элементов, гениально ощутимо в этой музыке, а в надежных руках оркестра ВВС и его дирижера этот эффект достиг максимального эффекта.
Prom 74. Бетховен и снова Бетховен
Концерты BBC Proms, которые в этом году отметили свой 150-летний юбилей благодаря основателю, дирижеру и музыканту, положившему основание этой замечательной традиции Генри Вуду (Henry Wood), завершились Фантазией и фугой Баха, но в исполнении симфонического оркестра (оркестровка Эдуардa Элгарa), концертной арий Бетховена «Ah! perfido» и его же «Фиделио-увертюрой» из оперы «Фиделио».
Симфонией номер 5 – титанической борьбой человека в преодолении судьбы, с эмоциональным надрывом и триумфальным торжеством героя над роковым, исполненный NDR Radiophilarmonie Ханновера во главе с дирижером Эндрю Манзе (Andrew Manse), началом - так завершился концерт и знаменитый летний лондонский фестиваль.
Людмила ЯБЛОКОВА
Фото: Chis Christodoulou
Комменты