Репродуктор опубликовал комментарии композиторов Виктора Дробыша и Алексея Рыбникова, а также директора РАО Максима Дмитриева.
Виктор Дробыш, композитор, продюсер:
Я считаю, что любой автор, который потратил часть своей души на написание песни и воспринимает ее как часть себя, или, если хотите, как своего ребенка, просто обязан дальше следить за ее судьбой. Это означает, что только он может дать разрешение на использование этой песни, так как неосторожное или умышленное действие может нанести вред твоему «детищу» и, как следствие, самому автору. Именно поэтому авторы часто запрещают использовать свои песни, когда считают это неправильным. Это нормально, и не только для нашей страны, но и за рубежом. Всем известны случаи, когда западные музыканты и авторы запрещали использовать их песни, например, в избирательных кампаниях, а некоторые, наоборот, с удовольствием – а иногда и за деньги – разрешали это. Я, будучи продюсером «Фабрики», лично помню, как при создании концертных номеров для шоу, иностранные и российские авторы либо запрещали использовать их песни по различным причинам, либо просили за это деньги. И у меня не было на это никаких обид.
Алексей Рыбников
Алексей Рыбников, композитор, председатель Совета Союза композиторов России:
В моей жизни были случаи, когда мне приходилось отказывать людям, которые хотели использовать мои произведения тем или иным способом. Это мое право. Что касается денег и этой конкретной ситуации, то, как я понял, речь идет о песнях авторов советской эпохи. Они в большинстве своем уже люди глубоко пожилые и авторское вознаграждение – зачастую их единственный источник дохода, который позволяет им жить. Поэтому не вижу ничего плохого в том, что за использование их песен надо им платить.
Максим Дмитриев, генеральный директор РАО:
Насколько я понял, речь идет о выпуске альбома под названием «Золотой Букет», в который предполагалось включить ряд песен, написанных русскими и советскими авторами. Срок охраны прав на данные песни не истек, и именно эти произведения были перепеты и по-новому аранжированы лидером группы «Аквариум». Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации любая переделка, переработка, переаранжировка музыкального произведения допускается с разрешения автора, его наследников или иного правообладателя. Это также является общемировой нормой и практикой. РАО ни в прошлом, ни сейчас, никогда бы то ни было вообще не было уполномочено авторами или наследниками на выдачу разрешений такого рода. Поэтому информация, изложенная в СМИ, заведомо ложная. РАО не могло и не осуществляло запрет на выпуск альбома. Очень многие авторы и наследники передают полномочия на управление своими правами, в том числе и в вышеупомянутой области прав, так называемым издательствам – как российским, так и иностранным, большинство из них имеют представительства в нашей стране. И именно они занимаются всей юридической и финансовой деятельностью по согласованию с авторами или обладателями прав на песни. Думаю, что к менеджменту Бориса Гребенщикова, по настоянию авторов и наследников, обратились представители именно этих самых издательств с предложением оформить факт переработки песен и их дальнейшего использования. Напомним, что выпустить альбом «Золотой Букет» Борис Гребенщиков планировал в июле 2016 года. Однако незадолго до релиза у группы возникли сложности с авторскими правами. По словам лидера «Аквариума», некоторые правообладатели запросили астрономические суммы, миллионы рублей, которые в нынешней ситуации на музыкальном рынке России отбить продажей дисков не удастся даже за сто лет.
Комменты