Это не первый визит Винченцо Капеццуто и ансамбля Клаудио Борджианни на фестивали Башмета. В прошлом году на фестивале в Ярославле они показали не менее провокационную программу «Кто боится барокко?».
Вот как рассказал перед концертом об этой программе сам Винченцо Капеццуто: «Это путешествие в музыкальную культуру Италии — классика, инновации и креатив. Пою Вивальди, но я еще и танцую иногда. Режиссер из театра Ла Скала. В этой программе у меня больше вокала, чем обычно. Но есть театральное измерение, и Вивальди дает возможность для этого. Подчеркивать слова и смысл слов!»
Руководитель «Soqquadro Italiano» был содержательнее: «Да, это путешествие по Италии — архитектура, музыка, визуальное восприятие. В визуальном оформлении — фотографии, картины итальянских художников барокко, кинематографическая анимация, это комната чудес. Ансамбль «Soqquadro Italiano» образовался в 2011 году. Это не только музыка барокко, но синтез искусств, другой подход к представлению музыки барокко. Журналисты называют нас «третьим путем». Это бывает экстравагантным, но бывает и довольно консервативным. Мы хотим, чтобы имидж Италии ушел от стереотипов. Мы делаем акценты на достижениях итальянской культуры, но делаем свежие акценты. Большинство композиций Вивиальди знакомы всем, но есть арии и песни менее известные. Мы нашли неизвестную арию Вивальди в одной из рукописей в Париже, причем она была подписана не Вивальди, но мы выяснили, что она принадлежит Вивальди. Мы взяли и переработали ее для этой программы. Это спектакль. Но это и концерт. Так задумано, и эта программа сделана специально для фестиваля. Мы уже выступали на фестивале Башмета в Ярославле, но теперь — совсем новая программа, мировая премьера».
От программы «Кто боится барокко?» музыкантам далеко уйти не удалось. Да, используется материал Антонио Вивальди, к ансамблю присоединилась струнная группа Всероссийского юношеского симфонического оркестра, собранного Башметом. Но главные ингридиенты все те же — попсовая обработка классики, постоянно фальшивящий и необработанный «контртенор» Капеццуто, плюс странная и глотающая ноты мандолина.
А публике понравилось. Секрет в том, что Капеццуто поет нежно, мелодично — именно так у нас представляют себе итальянское бельканто. И с попсовостью музыканты «Soqquadro Italiano» тоже не усердствуют — подумаешь, упростили все, что можно, превратили в как-бы-симфоничное «Сан-Ремо»… Зрители видят симпатичного проникновенного певца, поющего о любви в не самом кошмарном аккомпанементе, да еще с шикарной компьютерной графикой.
И все же это подмена. Называть себя контртенором Винченцо Капеццуто очень рано. Милая глазу самодеятельность, называющая себя «третьим путем» - было бы вернее. Голос не поставлен, он виляет между регистрами как усталая кошка. Ладно бы только иногда не попадать в ноты, но слышать эти нестерпимые «кошачьи» подкаты к нотам… Хочется дать валерьянки Винченцо. Работал бы он в сугубо эстрадном жанре — все бы простилось, как прощается тем же Бочелли и Сафина, четко очертившим жанр классического кроссовера. Но «Soqquadro Italiano» и Капеццуто моделируют академическую подачу, создавая фантом псевдоитальянского саунда с мандолиной и тибетскими чашами, например… А тут уже спрос совсем другой.
Безукоризнен в этой конструкции был только фагот, истинный лидер ансамбля. Все прочие элементы то и дело шли в разнос, кто в лес, кто по дрова. Мандолина запиналась, певец со скрипом вскарабкивался на не очень чистые ноты… Работы предстоит еще много. И самым разумным было бы все-таки переместиться с мифического «третьего пути» на профессионально сыгранный и спетый классический кроссовер.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты