Варвара: Звучишь по радио - становишься как под копирку!

Этно-поп певица Варвара рассказала, как воспринимают ее песни на гастролях, и чем отличается восприятие публики в столицах и регионах.

- Все артисты жалуются на кризис, падение корпоративного рынка и уменьшение кассовых концертов. Как у вас?

- Мы никогда не были в первых рядах заказных артистов, на корпоративы нас приглашают редко, даже в Новый год. Если заказывают — это либо большой завод, либо День металлурга (смеется).

Варвара

- … А Бабкину и Кадышеву заказывают!

- Вот не знаю, почему у нас так. Иногда на свадьбы приглашают, или правительственные концерты. Еще лет пять назад я взяла курс именно на кассовые концерты. Много ездили по всей стране, сначала собирали по пол-зала, по следующему кругу — уже полные залы. С начала этого года гастрольный график очень плотный. Так что никакого кризиса я не ощущаю. Играем свой спектакль «Истоки», полностью живые музыканты, балет... Только в один день 9 мая у нас было четыре концертов за день!

- Организаторы не просят сделать концерт подешевле, убрать музыкантов и балет?

- Я категорически отказываюсь. От музыкантов я совершенно точно не готова отказаться, а балет у меня сократился сам собой, раньше танцоров было больше. А без живого музицирования я работать не могу, не чувствую драйва. Мои песни, которые звучат на радио, - совершенно другое, нежели звучит у нас на концертах.

- Удается зарабатывать на продажах записей?

- CD умерли абсолютно. А от Youtube или iTunes приходят такие маленькие деньги... Все, чем мы зарабатываем, - только концерты.

Хотя есть еще один источник дохода. Когда бренд стал узнаваемым, пошли заказы на рекламу. Я стала лицом одной ювелирной коллекции, еще приглашают сниматься в разной рекламе. Но я часто отказываюсь. Ну, не могу я рекламировать стиральный порошок! Никак не могу. И сигареты не могу. Мне нужно, чтобы мне было не стыдно.

- Когда я езжу по стране, вижу, что ситуация с концертными залами значительно улучшилась. А у вас какие впечатления?

- Да, это так. В некоторых регионах построили концертные залы, которыми можно гордиться. В основном это большие города, но есть и небольшие. В Ханты-Мансийске отлично оснащенные залы, куда не нужно заказывать дополнительную аппаратуру. Привозишь своих музыкантов — остальное там есть. А какие пульты сейчас стоят на многих площадках! Омск, Новосибирск, северные города... А вот в центральной России и на Сахалине дела обстоят похуже.

Хотя люди везде хорошие. Я пою русские песни, которые не крутятся на «Русском радио», - люди сидят в креслах и плачут! Они проживают что-то свое в этот момент. Это Москва отдельная страна. А там — нужно выложиться, там 8 тысяч зарплаты, там нельзя делать дорогие билеты, - но когда люди приходят, они слушают тебя душой.

- Кстати, удается ли контролировать цены билетов на ваши концерты?

- Да! Я не делаю дорогие билеты. У меня коллектив — они хотят много ездить, зарабатывать. Пока есть силы, пока есть здоровье — мы хотим дарить песни.

- Сложно ли так часто гастролировать?

- Даже если спишь по четыре часа, даже если встречаются неожиданные затруднения — все мы встречаем с улыбкой. Я сама такая, люблю посмеяться. И даже если что-то не так, то виду не подам. А случается всякое. У нас концерт зимой на площади, а оба гитариста с температурой 39 градусов. Отработали! Самолет приземлился в Москве, и одного пришлось со скорой помощью в больницу отправлять.

Бывает экстрим. А бывает смешное. Например, есть такой город Волхов под Питером. А там есть станции Волховстрой-1 и Волховстрой-2. Как только мы собираемся уезжать поездом из Волхов-1, поезд обязательно приезжает на Волхов-2. И наоборот! Там полтора километра, но надо же погрузить аппаратуру, а потом бежать по шпалам. Один раз поезд уже почти уехал, я бегу за поездом с двумя баянами в руках и кричу: «Остановите поезд!» Проводница услышала, дернула стоп-кран, мы зашли в последний вагон. А потом со всей аппаратурой прошествовали в первый вагон через весь поезд...

У меня в концерте есть момент переодевания, на сцене в это время балет. Свет гасят, и я постоянно так запутываюсь в кулисах, что меня даже костюмер найти не может. «Где ты, Вика??» А я стою, замотанная кулисой...

А вообще в коллективе у меня текучки нет, все работают десятилетиями, и мы понимаем друг друга с полуслова, с одного жеста. И я выхожу на сцену, уверенная на 100%. Даже если микрофон работать не будет. На Сахалине в 21.45 отключили свет, а у нас еще идет концерт. Включили только два дежурных фонаря. Я отложила микрофон, и вживую с ребятами мы сыграли и спели акустику. Зал пел вместе с нами!

- Акустическая часть программы будет в каком-то виде записана?

- Мы сейчас записываем альбом, который будет называться «Лен». Даже не могу объяснить, почему такое название. Это русское слово, и я очень привязана к природе. В альбоме будут только русские песни — не только хиты вроде «Ой ты не вечер», но и «Сказание о Варваре», «Гулял Ванька»... Целиком акустика, с народными инструментами — калюка, дудук, курский рожок и другие. Аутентики не будет, это все равно наши версии. Но будет а капелла. В целом — такая красивая гитарно-фолковая музыка. Хочу выпустить этот альбом, потому что народ от меня уже ждет его. Пишут, просят, спрашивают. Сейчас альбом в заключительной стадии, выпустим осенью. Сделаем красивую обложку, я визуалистка.

- Все ваши обложки альбомов можно выставлять на выставках.

- Я люблю красивые обложки. Ведь как появилась идея с гончими на обложке альбома «Легенды осени»? Она мне привиделась, я ее нарисовала в голове. А потом нашла охотоведа, он держал около 15 гончих. Привезла фотографа, и все получилось.

Варвара

С Мариной Девятовой мы сделали свою версию «Ой ты Порушка, Параня» - это поп, денс, но там очень много живых инструментов. Почти языческая версия получилась. Мы делали под формат телевидения, покажем на «Славянском базаре». Почему Марина Девятова? Потому что очень хороший человек.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

- И конкурент.

- Я не чувствую конкуренции в нашем сегменте. У нас разные аудитории. У Марины — более взрослая. У меня — более молодая, может быть, более интеллектуальная. Но все мы дружим, никакой конкуренции нет.

- Отчего что Девятова, что Кадышева все более уходят в шансон? Это настолько востребовано провинциальной публикой? Нельзя отказаться?

- Нельзя. Уж насколько я не люблю шансон, но не могу не заметить, что шансон очень явственно перекликается с фолком. Как и рок. Но рок ушел в андеграунд, а шансон всегда на плаву. Эти песни «за душу» настолько раскрывают людей в зале! Когда происходит наслоение шансона на фолк, получается настоящая современная русская песня. Мы ничего не можем с этим поделать.

Потом, происходит переосмысление. Как мне петь сейчас «Летала да пела»? Возраст уже не тот. Я сейчас больше разговариваю на концерте о ценностях нашей жизни. И в песнях тоже. Люди слушают сейчас текст! Моя публика приходит, и слушает текст. Раньше по молодости я на концертах просто выплескивала свою энергию, что-то вроде дискотеки.

- Ольга Кормухина мне рассказывала, что сейчас на концертах в регионах невероятно востребованы разговоры «за жизнь».

- Ой, это вообще! Хлебом не корми, дай поговорить. Спрашиваешь у зрителей, они отвечают, завязывается диалог. Выходишь в зал и говоришь. Почему сейчас ходят даже на политические концерты, того же Соловьева? Люди лечатся на концертах. Лечатся не только музыкой. Артисты — как психологи. Почему у поэтессы Ларисы Рубальской залы на концертах полные? Потому что девчонки хотят выйти замуж, а она дает советы. Она замечательно выстраивает свои концерты.

- Это такая же ситуация, как с телепередачами «Давай поженимся» или «Дом-2»? Которые в Москве не смотрят, а в регионах бешеные рейтинги.

- Да, именно так. Жизнь задает нам такую формулу, и артисты и журналисты подстраиваются и отвечают на запросы публики. Люди ждут этого.

- А не хитов?

- Когда ко мне подходят разные ушлые люди, и предлагают — давайте мы напишем песню для вас, устроим ее на «Русское Радио»... Я им отвечаю — а где вы раньше были? Я на сцене почти 18 лет!

Жизнь полосатая. Сегодня ты персона нон-грата на одном телеканале, потом на него приглашают, и перестают брать на другой телеканал... И так меняется постоянно. А я разве завишу от радиостанций или эфиров на телеканалах? Как была моя аудитория, так и она и ходит на концерты ко мне. Как не было у меня заказных концертов за 100 тысяч евро, так и нет их. Когда артист выстроил себе свою нишу, - нужно что-то очень сильно испортить, чтобы выпрыгнуть из нее. Можно что-то изменить, и твоя публика уйдет. А я не хочу терять свою публику, мне нравится мой зритель.

Многие книги читают прямо перед концертом. Многие семьями приходят. Быдла на моих концертах нет вообще! Приятные, интеллигентные люди.

- Тяжелые аранжировки принимаются?

- С трудом. Мы «Истоки»-то поменяли со временем. Там были песни на гэльском языке и иврите — они в регионах неинтересны, а вот русские песни очень важны. Мы готовим программу для каждого города, можем поменять песни прямо по ходу концерта. Могу вспомнить какую-то песню, попросить тональность, и петь ее по импровизации вместе с залом. Интерактив очень востребован. И никакого отношения к тому, что крутится на радио и телевидении!

- Важно ощущение, что зал «взят»?

- Очень важно! На Дальнем Востоке если кто-то дарит цветы, то это нонсенс, ведь цветы там безумно дорогие, у народа денег нет. Если дарят цветы — это невероятное событие, а если зал встает в финале — то суперсобытие. Это очень приятно! Но раньше чем через год-полтора туда приезжать все равно не нужно, такая экономика. Сарафанное радио работает, и это даже лучше, чем реклама по радио. А если город завешан афишами, то есть примета — рано или поздно бы приедешь туда на заказной концерт. Так работает система. Возьмите Дидюлю — он ездит и ездит, хотя его нет на радио и ТВ. Екатерина Шаврина собирает большие залы. Чем раньше начнешь так работать, тем больший маховик закрутится.

Сейчас кризис, и все стало на свои места. Кто собирает и кто не собирает. Поп-музыка вообще не собирает, кроме первого эшелона. Шансон собирает везде и всегда.

- Между тем, многие высокопрофессиональные музыканты ушли в еще более глубокий андеграунд. Базуров, Саинхо и т. д.

- Они столько в своей жизни разной музыки переслушали! У меня тоже музыкальное образование, но я всегда удивлялась — насколько многие музыканты далеки от восприятия публики и даже нас, поющих на сцене для широкой публики. Они так копаются в аранжировках! И я их так понимаю! Но ведь они сами закапывают себя в окопы. Что делать? Зато это высокая культура и высокая музыка. Такое обязательно должно быть.

- Смены поколений нет, потому что нет поддержки индустрии? Полину Гагарину поддержал Первый канал, и послал на «Евровидение». Другим молодым как прорваться?

- Мне очень нравится Полина Гагарина. Она поет и эстраду, и народную музыку, и соул, она и актриса. Буквально наша Лара Фабиан. Но в целом молодым никто не готов помогать. И даже если Дробыш и Фадеев возьмутся, то еще не факт, что помогут. Американский шоу-бизнес работает на весь мир, и там куда большие деньги крутятся, у них и возможностей больше. У нас все сложнее. Группу «Градусы» Некрасов раскрутил, и это история о том, как сидел на студии звукач, увидел одаренных ребят, взял и раскрутил. Но ведь не раскрутишь проект, если его не крутят по радио. А звучишь по радио — становишься как под копирку. Когда я начинала петь «Грезы», мне на радио сразу сказали — определяйся, ты поп или рок? Неопределенностей не нужно.

Я определилась, но нашла для себя свою нишу. И до сих пор в ней прекрасно себя чувствую.

Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

Быстрый поиск: