«Геликон-Опера». Вызывающий споры или восхищение

Ноябрем 2015 года открылось отреставрированное и обновленное здание «Геликон-Оперы». Отчего так много шума и сплетен?

Казалось бы, надо радоваться - еще один оперный театр Москвы получил в свое распоряжение исторический особняк княгини Шаховской на Большой Никитской, подле консерватории. Не банк, не страховая компания, - оперный театр!

Театр Бертмана упрекали много и разнообразно. В пошлости и авангардизме, в отсутствии больших голосов и чрезмерной приверженности к «неверно» понятой европейской манере режиссуры. Но чего же тогда не вспомнить и том, что уже пошел счет на десятки певцов, которые ушли из «Геликона» в Стасик и Большой? Упрекнуть эти театры в отсутствии больших голосов или рискованной режиссуре неловко, а «Геликон», получается, можно?

Открытие Геликон-Опера

Когда против «Геликона» началась отъявленная травля с обвинениями в разрушении исторического особняка Шаховской, «прогрессивная общественность» как-то подозрительно легко примкнула к обвинениям «Архнадзора» в якобы разрушении исторического облика старомосковского особняка. При том, что будучи в оперных театрах Франции, Чехии, Венгрии, Великобритании, - с удовольствием рукоплескала в зданиях, именно профессионально приспособленных из исторических дворцов и особняков под оперные театры. Эта двусмысленность и двуличие особенно остро резали ухо, и Бог весть какими усилиями Дмитрию Бертману удалось уговорить мэрию Москвы и отдельно ее строительный департамент на то, чтобы все-таки продолжить реконструкцию во благо музыки. Во благо всех москвичей, по гамбургскому счету.

И вот прошло открытие. Большой зал «Стравинский» на 500 мест, малый зал - на 200 мест. И еще тьма всяких залов, зальчиков, гостиных, анфилад и Бог знает чего. Стал ли «Геликон» Большим театром? Конечно, нет. Но он стал живым, историческим, напитанным духом культуры. Как и в Большом или каком угодно другом «серьезном» театре, в стены этого особняка заходили Пушкин, Станиславский, Дебюсси, Алиса Коонен, Сара Бернар… Достаточно, чтобы уважать дух этого театра? Или мало?

На открытии театра показали все инженерные чудеса. То, чего отчаянно не хватает русскому театру, стесненному в средствах и часто живущему по принципу «голь на выдумки хитра». Поворотный круг в двух плоскостях, хитроумная машинерия сцены из 26 (!) подвижных платформ, взмывающие туда-сюда штанкеты, отличное световое оборудование.

Дмитрий Хворостовский приехал на открытие, хотя мог бы и не приехать. Приехал спеть даже не ради «Демона», поставленного специально для него Бертманом, а в первую очередь потому, что из Великобритании особенно разительно смотрится отсутствие в столице России качественных небольших оперных театров. По всей Европе они понатыканы повсюду, имеют поддержку государства и живут обычно именно в старинных особняках. Когда говорят о большом оперном рынке в Европе, имеют в виду именно полсотни оперных театров в Германии, полсотни оперных театров в Италии, три десятка во Франции... В огромной Москве их условно восемь, а в маленькой Вене... столько же.

Дмитрий Хворостовский и Дмитрий Бертман

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Несправедливостей вокруг «Геликон-Опера» столько, что впору открывать Книгу казусов. Это выглядит отчаянно несправедливо еще и оттого, что когда критикуют постановки Чернякова или Бархатова в Большом театре, неизменно ссылаются на то, что таким экспериментам не место в Большом. А где место? И взгляд неизменно падает на... «Геликон». Но позвольте, там уже есть вполне самобытный Бертман, которого то и дело зовут на постановки в серьезных европейских операх. Так может, дело в отсутствии логики у критиков?..

Спору нет, постановки Бертмана достаточно смелы и остры, чтобы нравиться не всем. Это нормально, что кого-то они раздражают. Нормально, что не все их принимают.

Открытие Геликон-Опера

Пусть растут все цветы. Пусть в старинных особняках открываются оперные театры, а не страховые компании (те пусть строят современные офисы). Пусть звучат оперные голоса, а зрители сами решают, нравятся ли им иронические или остросоциальные постановки. Это - нормально. От слова «норма». И радоваться при открытии в старинном особняке оперного театра - тоже нормально. И тоже от слова «норма».

И пусть будет так.

Полный фоторепортаж можно посмотреть здесь>>>

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Быстрый поиск: