Вадим Пономарев

26/01/2025 - 02:52   Classic   Концерты
Юрий Башмет в свой 72-й день рождения сыграл в зале Чайковского особенный, очень короткий (по его меркам), искрящийся и радостный концерт. Такой можно сыграть в Новый год или на Рождество.

Обычно-то Башмет на свои дни рождения играет тут четырех-, а то и семичасовые концерты, когда зрители уходят далеко за два часа ночи. А тут всего полтора часа без антракта. И программа обыкновенно тяжелейшая, насыщенная трагической музыкой. Но в этот раз все было не так.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Поскольку это не юбилей, а проходящий, можно сказать, день рождения, - программа будет проникнута теплотой, лирикой. Может быть, не все произведения вы слышали. И я многое буду исполнять впервые сегодня», - объявил Башмет перед концертом.

Программа, которую традиционно держат в секрете, и ее в буклете просто нет, - получилась действительно очень непривычная. Башмет начал с довольно редкого произведения Брамса «Песнь судьбы» / Schicksalslied в исполнении своего Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова п/у Геннадия Дмитряка, разместившегося на боковых балконах КЗЧ.

Грозные триольные литавры с самого начала отождествляют собой образ роковой судьбы, а хоровые мажорные песнопения — томление духа, противоречие между ними и есть смысл текста немецкого поэта Иоганна Фридриха Гёльдерлина. Капелла Юрлова основательно поработала над сочетанием мужских и женских голосов, причудливо переплетаемых в партитуре Брамса. Мажорные флейты и тромбоны «Новой России» уже вот-вот возвращают в мир жизнелюбия, но литавры снова грозно триолят, возвращая к теме неизбежного противоречия жизни между предопределенностью и тщетными людскими усилиями. Невероятной силы исполнение.

Юрий Башмет и «Новая Россия»
Юрий Башмет и «Новая Россия»

Надо упомянуть, что у концерта есть и световая партитура, тонкая и деликатная. На заднике — светодиодные экраны, транслирующие нечто вроде морских волн и взаимопревращений в природе, ко второй половине добавился еще и приглушенный звук журчания воды. А посреди оркестра возвышаются световые столбы, транслирующие свою эмоциональную повестку. На зрителей же и даже на потолок зала льются волны особенного голубого света: то ли снег, то ли дождь. Это очень атмосферно.

Затем зазвучал Первый концерт Прокофьева для скрипки с оркестром в исполнении Вадима Репина, романтичный и светлый. Репин в этом замедленном ре-мажоре расчерчивал свои молнии аки демиург, прибавляя бесовской сладости на вспыхивающих литаврах. А то и вовсе тянул на одной ноте, окрашивая ее штрихами и вибрациями. «Новая Россия» отвечала сполохами и сосредоточенными струнными группами.

Юрий Башмет и Вадим Репин
Юрий Башмет и Вадим Репин

Дочь маэстро, замечательная пианистка Ксения Башмет исполнила редко встречающуюся «Симфоническую рапсодию» Хоакина Турина для фортепиано с оркестром. Получилось солнечно и даже местами знойно, по-испански.

Сопрано Ольга Бородина спела две песни из цикла Шостаковича «Сон» и «Звездочки». Не часто доводится их слышать. Роскошный голос.

Ольга Бородина и Юрий Башмет
Ольга Бородина и Юрий Башмет

Затем оркестр Башмета мягко и нежно сыграл Adagietto из Пятой симфонии Малера. И закончил лучезарным «Вальсом» Равеля.

И все это было днем рождения Юрия Башмета.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

17/01/2025 - 02:17   Classic   Концерты
Концертная программа VI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве открылась необычным экспериментом: на одной сцене сошлись симфонический оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» и академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, известный как «оркестр Темирканова». Концерт памяти Юрия Темирканова, конечно.

Входящих в зал им. Чайковского встречала представительная фотовыставка «Юрий Темирканов 1938 – 2023», где Юрий Темирканов предстал в разные периоды жизни и с огромным количеством знаковых музыкальных деятелей, начиная с того же Башмета и завершая редким кадром Юрия Хатуевича с пианистом Григорием Соколовым. Зрители всматривались в фотографии, находили для себя что-то новое или узнаваемое.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Тем временем за кулисами Юрий Башмет рассказывал о долгой истории знакомства, дружбы и творческого сотрудничества с Юрием Темиркановым. Искренне волновался, как пройдет концерт, как примет Заслуженный коллектив России его собственные трактовки того, что так часто и блистательно играл с ним Темирканов.

Рассадка двух оркестров
Рассадка двух оркестров

А я волновался, как сможет сцена зала им. Чайковского физически уместить сразу два симфонических оркестра. Когда музыканты начали рассаживаться на сцене, - стало понятнее. Оба оркестра были не в полном составе. Все группы перемешаны по двое: вот садится первая скрипка Питерской филармонии Лев Клычков с коллегой, а позади садится первая скрипка «Новой России» Андрей Поскробко с коллегой. И так во всех оркестровых группах. А во втором отделении, кстати, они вежливо поменялись местами.

Лев Клычков и Андрей Поскребко
Лев Клычков и Андрей Поскребко

Надо признать, что «Новую Россию» такая невольная конкуренция лицом к лицу с прославленным оркестром Темирканова порядком взбодрила. Настолько сосредоточенными при игре я давно их не видел. Хотя все эти произведения, - и сюиту из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Шестую симфонию Чайковского, - они играют давно и часто. Как и питерцы, впрочем.

Юрий Башмет до концерта говорил о важности «убедить» музыкантов Петербургской филармонии в его трактовках, напирая на авторитет указаний самого Чайковского в рукописях.

«Мы попросили ноты вперед, чтобы ознакомиться со штрихами и аппликатурой, принятыми в “Новой России” – все же мы ехали в гости. Я не предлагал ничего из того, что мы делаем в Петербурге, но должен сказать, что многое совпало, какие-то трактовки мне были очень интересны, с чем-то я мог не согласиться. И это нормальный творческий процесс», - в свою очередь, объяснял Лев Клычков.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского зазвучала скорее в «новороссийской» трактовке, - плавно, воздушно, без драматичности будто. Башмет именно так ее всегда и играет, ценя лиричность и романтику молодых влюбленных.

Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева прозвучала не то, чтобы свежо, но кристально чистой по динамике. Даже не совсем понятно, как же питерские музыканты угадывали все эти тонкие посылы Башмета, - Темирканов тоже дирижировал всегда без палочки, но намного экспрессивнее Башмета. Юрий Абрамович в этом смысле мягче, у него порой просто мизинец чуть шелохнется в сторону меди, и те уже все всё понимают. Однако взаимопонимание между двумя оркестрами и дирижером получилось потрясающим.

Шестая «Патетическая» симфония Чайковского — одна из величайших вершин мировой музыки. Без особой патетики, несмотря на название. Солнечная, искрящаяся жизнелюбием, даже провозглашающая гимн жизни как таковой, и завершающаяся невероятно трагически при этом. Сыграно поистине восхитительно: тонко, изысканно, изящные штрихи струнных. Может быть, немного подвели медные в своих соло, и до обидного подкачали на самой коде литавры, - их вибраций чуть не хватило до конца хрипения контрабасов. В этом месте, помнится, Темирканов любил вообще выключать весь свет в зале Филармонии… Башмет тоже выдержал довольно томительную паузу, шевеля пальцами, - пока не повернулся к публике.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«С Юрием Абрамовичем Башметом у нас огромная история встреч. Он приезжал к нам и в качестве дирижера, и как солист. Юрий Хатуевич его приглашал с нами в поездки – мы выступали в Вене, в Музикферайне, и в Лондоне, в Альберт-холле, и много где еще. Сегодня мы сделали замечательный шаг навстречу друг другу и получили удовольствие от совместного творчества», - подытожил свои впечатления от концерта народный артист России, концертмейстер Заслуженного коллектива России Лев Клычков.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

13/01/2025 - 16:38   Classic   Интервью
Юрий Башмет поразмышлял на тему, мешали ли войны Бетховену или Штраусу, и почему музыка объединяет людей.

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная проведению в Москве с 10 января по 9 февраля 2025 года VI Зимнего международного фестиваля искусств. О музыкальной и театральной программах фестиваля, его участниках, площадках проведения мероприятий рассказали артистический директор фестиваля, народный артист СССР, Герой труда РФ Юрий Башмет и генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.

Дмитрий Гринченко обрисовал нынешний московский фестиваль Башмета в целом.

«Откроем фестиваль необычным совместным концертом «Оркестр двух столиц. Москва – Санкт-Петербург» с участием сразу двух оркестров: Заслуженный Коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Впервые в истории они объединятся в единый симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, чтобы отдать дань памяти выдающегося дирижера, близкого друга Юрия Башмета – Юрия Хатуевича Темирканова. 100-летие Леонида Когана отпразднуем с большим количеством скрипачей, его будет вести Сергей Шакуров. Думаю, это будет необычный запоминающийся вечер. Вручим премию Шостаковича певцу Ильдару Абдразакову, программа от Глинки до Шостаковича. Программу дня рождения Башмета мы по-прежнему держим в секрете, - но это будет нежно-лирический вечер без антракта примерно на полтора часа. Юрий Абрамович будет создавать свои миры. Традиционно много спектаклей в программе этого фестиваля, впервые покажем проект с Игорем Костолевским в театре Гоголя. Камерные концерты в Башмет-центре посвящены 100-летию основателя квартета им. Бородина Валентину Александровичу Берлинскому, там насыщенная программа с участием Милы Берлинской в том числе».

Юрий Башмет рассказал про уже прошедший на днях в рамках фестиваля спектакль «Не покидай мою планету» во МХАТе с участием Константина Хабенского.

«Я очень рад, что легендарный спектакль «Не покидай мою планету» в шестой раз уже показан на фестивале. Никакой рекламы, и бесконечный аншлаг! Многие приходят на него по пять, даже по восемь раз. В этот раз показ совпал с днем рождения Константина Хабенского, и мы устроили для него небольшой сюрприз в финале. Спектакль не повторяется ни разу, всегда какие-то импровизации».

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Башмет признался, что волнуется перед объединенным концертом двух оркестров — питерской филармонии и «Новой России».

«Впервые мы объединимся в концерте памяти Юрия Темирканова. Мы с ним дружили, он талантливый и обаятельный человек. Много выступали вместе. Впервые посадим за один пульт концертмейстеров двух оркестров. В этой программе много соло разных инструментов, они будут сменяться, и это очень ответственная задача. У оркестра Санкт-Петербургской филармонии много традиций, идущих от еще Мравинского, и потом Темирканов многое придал своего. Шестую симфонию Чайковского они много и успешно играли. Опытным музыкантам сложно приказывать играть как-то иначе, их надо убедить. Надо отталкиваться от нот Чайковского, понимать, как хотел услышать свои произведения сам Чайковский. А потом уже вносить свои вольности. Я волнуюсь, получится ли, как это получится…»

Дмитрий Гринченко подчеркнул, что московский фестиваль не акцентирует внимание на множестве зарубежных участников в этот раз.

«В Москве не стоит задача привлечь много стран, в Москве скорее важно, кто стоит на сцене. А вот в Сочи в феврале мы привезем исполнителей из многих стран, поскольку фестиваль будет связан с культурой стран БРИКС. В Москве же в рамках фестиваля пройдет 17 концертов на 6 площадках».

Юрий Башмет рассказал, как идет подготовка к его многочисленным фестивалям.

«Мы заказываем произведения композиторам, потом смотрим, насколько они подходят нам. Спектакль «История любви» родился во МХАТе, там он и идет в рамках фестиваля. Интересно, что кого бы мы из драматических артистов или музыкантов не пригласили бы на фестиваль, все они соглашаются! И фестиваль нужен людям, - на концертах и спектаклях очень высокая посещаемость, много аншлагов».

Юрий Башмет порассуждал, как жили и творили в эпоху войн и катаклизмов великие композиторы.

«Я размышляю, мешали ли Баху или Моцарту ну не санкции, а войны, которые тогда шли. Бетховен писал свою симфонию как посвящение Наполеону, который был тогда реформатором. Когда уже окончил симфонию, Наполеон объявил себя императором. И Бетховен зачеркнул посвящение ему, теперь она называется Героическая симфония.

А мы сейчас на гастролях мы часто делаем так: вечером играем обычный концерт, а днем идем и играем для беженцев.

Чайковский писал балет «Лебединое озеро», и в этот момент началась очередная русско-турецкая война. И в патриотических целях Чайковский дописал еще один номер, известный как Русский танец, сейчас его часто играют отдельно. Всякие потрясения войны — не обязательны для написания гениальных произведений. Но часто бывает, что такие потрясения дают творцам новые импульсы.

Штраус после Сталинградской битвы сочинил «Метаморфозы», а рабочее название - «Реквием по погибшей Германии». И там есть цитата из Третьей симфонии Бетховена — Похоронный марш. Почти незаметно. При исполнении у меня часто соблазн выделить его, но я всегда остаюсь на стороне автора, который подписал ее двумя пиано, чтобы звучало негромко, и поняли только те, кто смог понять. А когда начались гонения на евреев, у Штрауса жена была еврейка, - Штраус добился аудиенции у Гитлера. Они договорились, что Штраус снимает с себя все полномочия, и уезжает с женой в деревню. Там позже он и скончался. А ведь он был самым титулованным музыкантом Австрии. Это все необязательно знать, важнее почувствовать дыхание его музыки, почувствовать себя частью человечества.

Когда у Шостаковича спрашивали, какая программа заложена в его произведениях, он говорил: «Слушайте, слушайте». Даже когда люди слушают музыку и думают об одном и том же, - каждый слышит по своему.

Музыка вызывает эмоции. Уход из жизни мне нравится по-шостаковичски, он закончил в до мажоре, на фортепианной клавиатуре это только белые клавиши. Соната для альта и фортепиано (сочинение 147) стала его последним произведением, там от «Дон Кихота» идет к «Лунной сонате» Бетховена, а затем он обращает ее в чистый до мажор. Вот как закончил свой творческий путь Шостакович.

А про санкции — ну не имеют они Гергиева там. Пусть получают других дирижеров, другого уровня».

Вадим ПОНОМАРЕВ

04/12/2024 - 01:56   Classic   Концерты
Легендарный фестиваль «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее стартовал впервые под руководством и с участием Юрия Башмета и его «Солистов Москвы» концертом «Вакхические песни».

Как и раньше, налицо союз изобразительных искусств и музыки, породивший «Декабрьские вечера» 43 года назад под руководством гениального пианиста Святослава Рихтера. Теперь руководство фестивалем перешло к Юрию Башмету, и он откровенно рассказал, как это случилось.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я участвовал в 42-х фестивалях, сейчас - 43-й. Мы встречались вечерами с маэстро Рихтером, он озвучивал идеи программы, мы в основном соглашались, но вносили свои предложения, это был такой совет молодежи при Рихтере: Олег Каган, Наталия Гутман, я, Элисо Вирсаладзе. Нас одно время называли рихтеровской шайкой, но нас это не обижало, мы этим гордились.

Когда не стало Святослава Теофиловича, я получил предложение от Ирины Антоновой стать художественным руководителем фестиваля. Это очень ответственно, радостно. До этого ведь я был тем третьим, кто вместе с Антоновой уговаривал Рихтера вообще открыть здесь фестиваль.

Радостно, что фестиваль живет и процветает. Сегодня открытие фестиваля, и на весь фестиваль осталось 24 билета, на весь декабрь. Интерес у публики большой, публика вернулась», - сказал маэстро Башмет под сенью культовой статуи Давида в Итальянском дворике музея.

Со стороны Пушкинского музея — впечатляющая экспозиция «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Большинство натюрмортов — про дичь. Битые зайцы, фазаны, кабаны и прочее, феноменально реалистически выписанные с торжествующими охотниками и поварами на полотнах с фотографической детальностью.

«Мы вернулись к прежнему формату, и это здорово. Он не потерял ни свою международность, ни свою звездность. Несмотря на сегодняшние дни, у нас будет выступать бельгийский ансамбль аутентичной барочной музыки, например. Главное, что сохраняется связь, которой Ирина Александровна зацепила Рихтера. Она сказала: «Ну Вы же сами рисуете! А это будет синтез искусств». Она всегда мне говорила: «У нас есть возможность путем обмена получить шедевры из Prado или Лувра». И мы уже в связи с этим подбирали музыку. Смысл в том, чтобы слушатель из трех неизвестных оказался в двух известных: художник и композитор. Они могли жить в одно время, импрессионисты — значит, импрессионисты. Потом темы начали расширяться. Есть «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского и Прокофьева, и это лучшие «Ромео и Джульетта», которые я знаю. И они звучали тут. Для меня это значит, что фестиваль живет и процветает».

Что касается именно фламандского натюрморта, - то в музыкой были всякие варианты, признался Башмет.

«Фламандский натюрморт — и Бах, и Шнитке любили такие картины. Это непростая тема для музыкальной программы. И все же есть крайне редко звучащие произведения, и никогда не звучавшие. Я знаю, что кроме нас никто не исполнял «Молодой Аполлон» Бриттена, и его же Двойной концерт для скрипки и альта. Потому что общество Бриттена открывает раз в несколько лет ящик, достает оттуда неисполненное произведение. Это бизнес. Они издают эти ноты, и мир так узнает еще о нескольких произведениях Бриттена. Вот так открылся «Аполлон», и премьеру играл наш Николай Луганский. А для премьеры скрипично-альтового концерта по моему предложению был Гидон Кремер, и есть запись этой премьеры».

«Молодой Аполлон» Бриттена в исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы» и пианиста Дмитрия Маслеева — отдельное наслаждение. Они сыграли в духе ранее зачитанного стиха Сергеем Шакуровым стиха Пушкина «Вакхическая песнь», - столь же вакхически. Жизнерадостно, витально, всепобедительно. Нечасто удается услышать именно такого Бриттена.

Дмитрий Маслеев
Дмитрий Маслеев

Стих «Просветленная ночь» Рихарда Демеля прозвучал у Шакурова (превосходно выглядящего, кстати) радикально светло, речь идет о взаимоотношениях мужчины и беременной женщины, после которых она признается, что ребенок не от него. Но мужчина отвечает, что душевное тепло от их отношений делает ребенка его дитем. Впечатленный этим стихом Арнольд Шенберг написал в 1899 году произведение для струнного секстета, ставшее его первым заметным сочинением.

«Солисты Москвы» под рукой Юрия Башмета от осторожной, местами тревожной музыки прошли путь к росткам надежды и веры, а затем к совсем уж мажорным гармониям в духе Чайковского того времени. Согласитесь, тоже весьма необычный Шенберг.

После стиха «Цыганке» Константина Бахтурина в исполнении Шакурова «Цыганка» Мориса Равеля в солирующем исполнении китайского скрипача Ло Чаовэнь (обладатель III премии и бронзовой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2023 году) казалась вполне осознанной. Да, вступление он сыграл весьма нетрадиционно, но затем принялся за ориентальные мотивы, в чем был весьма убедителен.

Ло Чаовэнь
Ло Чаовэнь

Затем чувственно прозвучали «Пять ощущений танго» Астора Пьяццоллы для баяна и струнного квартета с солирующим баянистом Олжасом Нурлановым (выпускник Гнесинки, обладатель титула «Чемпион мира» на 74-м чемпионате мира среди баянистов и аккордеонистов (Coupe Mondiale, Мюнхен, 2021), солист Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной). Баян нечасто доводится услышать на академической сцене, Но и нечасто он звучит насколько академически, что абсолютно гармонично вписывается в реальность танго-миров Пьяццоллы. Это было весьма изящно.

Олжас Нурланов
Олжас Нурланов

Завершили программу открытия фестиваля «Декабрьские вечера» Шесть румынских народных танцев в версии Тибора Шерли для струнного оркестра Белы Бартока. «Солисты Москвы» на фоне фламандских натюрмортов сыграли изысканный саундтрек к ним, чередуя трогательные скрипичные излияния и средневековые танцевальные движения.

«Очень приятно, что в рамках фестиваля мы проведем концерт памяти Альфреда Шнитке. Это музыка к спектаклю «Ревизская сказка», его музыка называется «Гоголь-сюита». Мы играли ее в его день рождения, и сыграем снова на фестивале. Мне приятно, что Владимир Спиваков придет и исполнит сонату для скрипки и рояля. Он редко играл на «Декабрьских вечерах», всего раз или два, и вот сказал, что придет с удовольствием. Он в прекрасной форме!», - добавил в завершение Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото Антон БАКЛЫКОВ

14/11/2024 - 02:34   Classic   Новости музыки, Концерты, Интервью
В БЗК прошел первый концерт турне Всероссийского юношеского симфонического оркестра п/у Юрия Башмета по России, половину доходов от которого Юрий Башмет пообещал отчислять в помощь сгоревшему Хабаровскому музыкальному театру.

И тут надо пояснить взаимосвязи. Причем тут Хабаровск и ужасный пожар в музыкальном театре?

«У нас многолетние отношения с Хабаровском, и там 15 лет проходит наш фестиваль, в котором участвовали в том числе и ВЮСО, и «Солисты Москвы», и «Новая Россия». И даже в момент COVID, когда фестиваль в Хабаровске был отменен, мы в Большом зале консерватории сыграли по хабаровскому времени специальный онлайн-концерт без публики, но именно для хабаровчан. И новость о том, что сгорел Хабаровский музыкальный театр, нас просто убила. Наш родной театр, в котором фестиваль всегда и проходил. Когда у кого-то беда, надо не только сочувствовать, но и участвовать в помощи. Уверен в этом. Мы организовали уже фонд помощи, и половину сборов от тура ВЮСО по России мы отправим на строительство нового театра в Хабаровске. Мы начинаем, мы пионеры в этом деле», - говорит Юрий Башмет.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Дмитрий Кузнецов, министр культуры Хабаровского края, уточнил, что 24 театра предложили Хабаровскому музтеатру гастроли как компенсацию утери.

«Заканчивается проверка театра, с большой вероятностью нам придется сносить это здание и строить новое здание. Все сотрудники театра сохранили работу, они работают на множестве сценических площадок. Жители уже выбирают проект театра из уже готовых проектов музыкальных театров, чтобы как можно быстрее выйти на этап строительства. И мы ждем федеральную поддержку в этом вопросе», - говорит Дмитрий Кузнецов.

Всероссийский юношеский симфонический оркестр п/у Юрия Башмета отправляется в турне по России, и концерт в БЗК оказался первым в нем. И тут надо понимать особенности его комплектования и его статуса.

«Каждые два года мы его обновляем, летом прошел очередной национальный отбор, и сегодня это абсолютно новый состав. Теперь мы приезжаем в любой город, и если там есть оркестр, то всегда есть музыканты из ВЮСО разных лет. Оркестр выполняет функцию подпитки для системы музыкального профессионального образования. В этот раз в программе турне нет будет солистов, мы хотим показать именно наш новый состав оркестра. Благодаря присвоению статуса федерального оркестра мы можем расширить состав с обычного 100-110 до 230 ребят, ведь они ротируются. Всего в его орбите 16 региональных образовательных центров, 9 академий, 4 филиала, - деятельность гораздо шире, чем работа обычного оркестра», - объясняет Дмитрий Гринченко, глава «Русского музыкального агентства».

Турне ВЮСО пройдет с 13 по 19 ноября: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Нижний Новгород, Калуга.

И Юрий Башмет пообещал, что будет играть без дирижерской палочки.

«Я не люблю дирижерские палочки. Однажды я себе чуть глаз не выколол этой палочкой. Раньше у дирижеров был жезл, потом длинная палка, потом питерская школа — Темирканов или без палочки, или Гергиев совсем с короткой палочкой. Я сегодня точно буду без палочки или карандашика», - пообещал Юрия Башмет.

Это действительно уникальный оркестр, как труба всасывающий молодых талантливых музыкантов изо всех регионов России.

«У нас непростая программа, и концерт в Большом зале Московской консерватории, представьте себе их ответственность. А еще недавно оркестр играл на сцене Большого театра во время юбилея Александры Пахмутовой! Она подарила нам чудесный вальс, который можно играть на бисах. Я пришел, а в лицо знаю человек семь, остальные — новые ребята в оркестре. Они задают мне детские вопросы: а почему Моцарт не окончил «Реквием», он умер, что ли? Почему симфония Шуберта называется «Неоконченная», он умер, что ли? Они интересуются! Иногда приходится объяснять, что вот в этом месте нужно играть не ручеек, не волну, а целый океан. Или что для форте не надо тратить весь смычок, а для пиано не нужно играть одним сантиметром, - можно играть ровно наоборот. А они сильные ребята, они ведь сначала проходят местный конкурс, потом они попадают на наш конкурс. Их хорошо учат. С огромным удовольствием выхожу к новому составу: подросли!», - объясняет Юрий Башмет.

Программа турне ВЮСО действительно максимально непредсказуемая: сначала «Неоконченная» симфония №8 Ференца Шуберта, затем авторская версия Юрия Башмета «Гоголь-сюиты» Шнитке и Пятая симфония ре-минор Дмитрия Шостаковича.

««Неоконченная симфония» — это в другой тональности привычный для Шуберта интонационный оборот. Там движение от начала в пианиссимо, - чем тише, тем лучше. А в «Арпеджионе» того же Шуберта с другой ноты развитие идет резко вверх и по уровню звука тоже. Я спрашиваю их: зависит ли звуковая атмосфера в начале от того, пойдет ли движение вверх или вниз? Как взять первую ноту — уже с ощущением движения вверх, хотя его пока нет? Они думают. Это интересно», - размышляет Юрий Башмет.

«Гоголь-сюита» Шнитке в версии Юрия Башмета — это изначально сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (1975). Дирижером того спектакля был Геннадий Рождественский, он же создал оркестровую концепцию. Концепция Юрия Любимова была в том, что музыка может позволить театру избавиться от декораций. Там было 8 частей, а не 5, как у Башмета. В 1981 году появилась «Гоголь-сюита» - выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка». И если слушателю кажется, что он уже слышал все эти темы, то это не кажется: в сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.

«И с ними я что-то новое познаю — и в Шуберте, и в Шнитке. А там ядреная музыка, очень доступная. Это сюита. Вижу по их лицам: тут можно баловаться и шутить. В какой мере это можно, когда материал располагает к этому? Мне надо их убедить сделать все по указаниям автора, он-то все продумал. А потом посмотрим, можем ли мы добавить что-то свое, прибавить в чем-то. Этому их надо учить. Чтобы между нотами они умели читать», - говорит Юрий Башмет.

Завершила концерт Пятая симфония Шостаковича ре минор.

«Я дико волнуюсь. Надеюсь на их полную самоотдачу. Мы играем без солистов, но знаете, сколько в Пятой симфонии Шостаковича ответственных соло? Там играет и гобой, и виолончель, и скрипка, и флейта. На самом деле это еще страшнее», - признался Юрий Башмет перед концертом.

А что дальше после турне? Глава концертного агентства «Русское концертное агентство» Дмитрий Гринченко знает.

«В декабре ВЮСО поедет в Гонконг. На следующий год у нас будут концерты наших коллективов в самых неожиданных для нас местах, в том числе два концерта в марте «Солистов Москвы» на Маврикии, благодаря усилиям нового посла России Ирады Зейналовой. И в рамках БРИКС у нас зреет большой проект, но дайте ему вызреть, яблоко должно упасть. В этом году на Зимнем фестивале в Сочи будет большой гала-концерт, посвященный культуре стран БРИКС, в том числе повторить концерт Тань Дуня с пипой и «Солистами Москвы», за которые мы были номинированы на Grammy”.

Кстати, музыкантов спросили про проблему подорожания билетов на концерты, в том числе на академические концерты.

«На артистах подорожание билетов не отражается, гонорары все те же. Делать с этим что-то нужно. В Германии есть абонементы, зритель за два года покупает билет, и он никогда не выскажет недовольство концертом, потому что он заплатил деньги. В Москве была программа, что студенты привозили пожилым артистам еду, но не кофе и шоколад, которые уважаемая артистка любила. И были люди, которые ей это привозили. Проводили концерты с бесплатными билетами, но тогда появлялись перекупщики, мои помощники их нашли, но они говорят: «Мы студенты, нам деньги нужны, на еду денег нет». Этот вопрос надо решать. Человек покупает дорогой билет, потому что хочет на концерт. А другой хочет, но не может его купить. И бесплатные билеты должны быть. Я не знаю, я тут не док», - поразмышлял Юрий Башмет.

Вадим ПОНОМАРЕВ

06/11/2024 - 03:42   Classic   Концерты
В рамках ежегодной культурной акции «Ночь искусств» в зале «Кристалл» Лотте Отеля Москва прошли три концерта академической музыки под руководством дирижера Мариинки Николая Хондзинского с участием БСО им. Чайковского, камерной капеллы «Русская консерватория» и ведущих оперных солистов «Геликона» и Стасика.

Затея вообще-то интересная: москвичам предоставили возможность посетить абсолютно бесплатные концерты лучших музыкантов при условии регистрации. А в Лотте Отеле обнаружился совершенно чудесный концертный зал с концертной акустикой и сценой размером с Большой симфонический оркестр, включая арфу, и вместимостью около 500-600 зрителей.

Дирижер Николай Хондзинский
Дирижер Николай Хондзинский

«Мы подготовили программу так, чтобы любому слушателю, даже далекому от классической музыки, было понятно и интересно. Общаясь со слушателями между исполняемыми произведениями, я стараюсь донести до них информацию на уровне эмоций, контекста сочинения, чтобы помочь им получить большее впечатление. Как показала практика, такой просветительский формат очень востребован и мы его обязательно продолжим. Программа не случайно называется «Барокко. Точка отсчета», ведь именно эта эпоха стала основой всей последующей классической музыки: и европейской, и, конечно же, русской», — рассказал дирижер и автор концертной программы «Ближе к искусству» Николай Хондзинский.

Николай Хондзинский
Николай Хондзинский

Выглядело это так. Три программы по 45 минут. Полноценный БСО на сцене. Полноценная телесъемка. Множество зрителей, которые по причине феноменального удорожания цен на билеты в этом году просто не могут или не хотят идти в БЗК или Большой театр, но любят и хотят слышать классику. И компактные урезанные программы, когда целиком сыграть симфонию времени нет, а вот представить отдельные части в рамках единой концепции, - самое то.

БСО им. Чайковского мариинский дирижер Николай Хондзинский явно взбодрил. Привыкшие было уже к плавной руке Федосеева, оркестранты внимательно следили за экспансивной рукой Хондзинского, и блеска в глазах это им явно прибавило.

Сначала была симфоническая программа. Последнюю Шестую симфонию Чайковского под управлением самого композитора на премьере публика встретила враждебно, а через 6 дней композитор ушел из жизни. Потом ее назвали гениальной. Сейчас она в репертуаре практически всех симфонических оркестров мира. Сыграли ее первую часть. Хондзинский сделал акценты на интонационных переходах: форте, анданте, пиано, - все сыграно очень чисто, благородно. Темп и интенсивность выверены на аптекарских весах. Блистательные струнные и весьма размеренные ударные. БСО бушевал и смиренно стихал. И еще это было очень по-чайковски, что скрывать. Сергей Рахманинов после Второй симфонии полностью излечился от провала Первой. Отрывок из третьей части Второй симфонии показал Рахманинова благодатного и гармоничного. БСО развернулся в сторону мажорного умиротворяющего звучания с мощными духовыми вздохами и опеваниями. Римский-Корсаков в «Шахерезаде» наверняка пользовался впечатлениями от своих кругосветок в качестве моряка. Четвертая часть «Шахерезады» включает экспрессивные соло от первой скрипки БСО, с которой не было проблем, и массивные духовые эскапады, где все было не очень благополучно.

Вокальный концерт оказался еще более интересным.

«Почему так важно композитору довести героя, который уже полюбился зрителю, до печального конца? Думаю, что ответ прост: мы черствы, и только так композитору удается до нас достучаться», - объяснил дирижер Николай Хондзинский.

Дуэт Рахманинова из оперы «Франческа да Римини» Малатесты и Франчески (Константин Бржинский и сопрано Екатерина Смолина из «Москонцерта»)
Дуэт Рахманинова из оперы «Франческа да Римини» Малатесты и Франчески (Константин Бржинский и сопрано Екатерина Смолина из «Москонцерта»)

«Пиковая дама» идеальна для такой концепции. БСО сначала сыграл вступление, а потом балладу Томского, где он объясняет, как графиня узнала те заветные три карты, которые позволяют отыграться при любом раскладе. Баритон Константин Бржинский из «Геликон Оперы», который пел обычно Елецкого, убедительно спел и Томского. «О Боже» прозвучали грандиозно. Эти по сути басовые ноты пророкотали весьма грозно. Вступление к «Хованщине» Мусоргского, оно же «Рассвет на Москва-реке» получилось у БСО максимально нежным. Дуэт Рахманинова из оперы «Франческа да Римини» Малатесты и Франчески (Константин Бржинский и сопрано Екатерина Смолина из «Москонцерта») случился весьма напряженным: ревность и маскулинность главного героя сыграли так, как надо. А завершился концерт впечатляющей «Царской невестой» Римского-Корсакова, сценой ариозо Грязнова и его любовницы Любаши (Константин Бржинский и меццо Юлия Никанорова из «Геликона»).

А еще был концерт барокко, но не аутентичного, который многие зрители не любят. А полноценного — с Бахом, Вивальди и Перселлом. Оркестровая сюита си минор Баха, из которой взяли три части, с солисткой Маликой Мухитдиновой (флейта) и камерной капеллой «Русская консерватория», у которой Николай Хондзинский является основателем, художественным руководителем и дирижером. Это было чистое волшебство колдовского барокко.

Малика Мухитдинова (флейта)
Малика Мухитдинова (флейта)

82 кантата Баха Ich habe genug в исполнении потрясающей барокко-певицы Лилии Гайсиной из Стасика стала поистине аутентичной версией этого баховского шедевра. Невероятно и восхитительно. Концерт Антонио Вивальди g-moll «Ночь» был сыгран вдохновенно и дерзко, но в точном следовании барочным традициям. Из Перселла оркестр сыграл отрывки из «Дидоны и Инея», Лилия Гайсина спела божественно чисто и воздушно-барочно, исполнение высочайшего уровня. Столь же безупречным выдалось исполнение виртуозной партии Георга Генделя в арии Альмиры «Ринальдо».

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина

Затем «Ночь искусств» продолжилась опереттой «Летучая мышь» режиссера Алексея Франдетти.

Вадим ПОНОМАРЕВ

17/10/2024 - 01:52   Mix   Концерты, Между жанров
В московском Доме музыки прошла премьера музыкального спектакля «Вертинский» с участием актера Александра Домогарова и джаз-квартетом Евгения Борца.

Тема Вертинского щепетильная и тонкая. К ней нужен особый подход. Кажется, Александр Домогаров в компании продюсера Алексея Козина и режиссера Нины Чусовой нашел этот подход. Для Домогарова это не первое обращение к Вертинскому, еще в 2021 году он спел на Первом канале песню «То, что я должен сказать», неуважительно переназванную редакторами канала как «Юнкера». А еще у него был опыт моноспектакля «Высоцкий», вполне успешного. Да, он выпустил намедни свой альбом из песен Александра Вертинского, на меня не произведший абсолютно никакого впечатления. Но на спектакле все изменилось.

Домогаров читает тут выдержки из книги воспоминаний Вертинского «Дорогой длинною...», преимущественно непосредственно относящиеся к карьере певца, добавив к ним отдельные письма артиста к высокопоставленным чиновникам, за что особенное спасибо. Без этих подобострастных и униженных писем к Молотову и других советским бонзам невозможно понять контекст существования Вертинского после возвращения в Советский союз после эмигрантской жизни. Большую часть своих воспоминаний Вертинский написал уже после возвращения в СССР и по понятным причинам не имел возможности искренне написать про все. А там и запреты концертов, и полное отсутствие его песен на радио и ТВ, запрет выпуска его пластинок и даже нот.

Александр Домогаров
Александр Домогаров

А самое главное — Домогаров не пытается скопировать или спародировать самого Вертинского. Он делает то, что умеет: художественное слово как отточенная работа со словом. Ведь мемуары Вертинского написаны роскошным живым русским языком, и его Домогаров блистательно доносит. Публика то смеется, то спорадически сжимается в ужасе. Артист изощренно проводит зрителя по всем ступеням рая и ада, через которые прошел сам Вертинский, - с его огромным первоначальным успехом в Москве, затем гастролями по всей Российской империи, бегством в родной Киев и отплытием вместе с бароном Врангелем от большевиков в Турцию. И затем 25-летние странствования по всему миру, пока из Китая ему не позволили наконец вернуться в СССР. Но там было не то, что он ожидал...

В принципе, сериал «Вертинский» (2021) на Первом канале, инициированный Анастасией Вертинской, уже подогрел интерес массового зрителя к трагической фигуре «русского Пьеро». На премьере «Вертинского» в Доме музыки я ее не увидел, а было бы интересно услышать мнение дочери шансонье. Песня «Доченьки» в честь Анастасии и Марианны, кстати, тут тоже прозвучала. А вот фрагментов кинофильмов Ханжонкова, в которых снимался Вертинский с Верой Холодной и Иваном Мозжухиным, к сожалению, нет.

Александр Домогаров
Александр Домогаров

Джаз-квартет п/у пианиста Евгения Борца хитроумно сделал собственные аранжировки ведущих песен Вертинского, а Александр Домогаров на спектакле спел их так, как завещал сам Вертинский. В своих воспоминаниях он писал:

«- И что вы в нем нашли? - недоуменно спрашивали они женщин.

Я и сам не знал. Петь я не умел! Поэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный! Даже нот не знал, и мне всегда кто-нибудь должен был записывать мои мелодии. Вместо лица у меня была маска. Что их так трогало во мне?

Прежде всего наличие в каждой песенке того или иного сюжета. Помню, я сидел на концерте Собинова и думал: «Вот поет соловей русской оперной сцены». А о чем он поет? Розы-грезы. Опять розы. Соловей-аллей. До каких пор? Ведь это уже стертые слова! Они уже ничего не говорят ни уму, ни сердцу.

И я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет. Содержание. Действие, которое развивается и приходит к естественному финалу. Я рассказывал какую-нибудь историю вроде «Безноженьки» - девочки-калеки, которая спит на кладбище «между лохматых могил» и видит, как «добрый и ласковый боженька» приклеил ей во сне «ноги - большие и новые». Я пел о «Кокаинетке» - одинокой, заброшенной девочке с «Мокрых бульваров Москвы», о женщине в «пыльном маленьком городе», где «балов не бывало», которая всю жизнь мечтала о Версале, о «мертвом принце», «О балах, о пажах, вереницах карет». И вот однажды она получила дивное платье из Парижа, которое, увы, некуда было надеть и которое ей наконец надели, когда она умерла! И так далее...»

Александр Домогаров
Александр Домогаров

Слава Богу, часть этой цитаты вошла в спектакль. И Домогаров, в отсутствие вокальных способностей (как и у Вертинского, впрочем) доносил именно истории. А Евгений Борец изящно нанизывал на них фортепианные стаккато или глазуновские переливчатые трели. А то и традиционный американский диксиленд, когда было нужно. Универсальный пианист.

Нина Чусова срежиссировала для продюсера Алексея Козина (Navigator Records) идеальную антрепризу. Минимальные декорации из трех стульев и одного зеркального экрана, не очень умелый мим Андрей Кислицин, зеркалирующий Вертинского, и музыканты (которых всегда может заменить один Евгений Борец). Это может и будет ездить по всей России, и я уверен, что с огромным успехом. Люди захотят это услышать и посмотреть.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

А еще на пресс-конференции Домогаров обронил важную фразу:

«Спектакль очень актуален в нынешнем, 2024 году. Есть очень много уехавших по глупости. И всё это очень сильно наполнено совпадениями с нашим спектаклем…»

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Филипп ГОНЧАРОВ

09/10/2024 - 04:26   Classic   Концерты
Российский национальный оркестр сыграл в «Зарядье» весьма смелую для себя самого программу, посвященную творчеству исключительно американских композиторов.

Выбор был неочевиден, хотя имена Айвза, Барбера и Адамса известны ценителям именно американской академической музыки. Поскольку дирижировал американец Кристиан Кнапп, постоянный дирижер Мариинки, - нетрудно догадаться, что выбор был за ним.

Кристиан Кнапп
Кристиан Кнапп

Сразу два произведения Чарльза Айвза — оркестровая сюита «Три места в Новой Англии» и «Вопрос, оставшийся без ответа» для симфонического оркестра, - очевидно не случайны. В свое время Айвз был известен скорее как удачный страховщик, заработавший на этом состояние. Но еще он активно писал музыку, будучи церковным органистом, в периоде 1910-1918 годов. При жизни его музыка фактически игнорировалась. А в 1940-х его музыка стала активно продвигаться, он даже получил Пулитцеровскую премию за музыку. Его хвалили Шенберг и Бернстайн.

Проблема с признанием Айвза была в том, что он по сути был модернистом, сочетавшим политональность, полиритмию, алеаторику и даже четвертитоновую музыку. Что в его мироздании совсем не противоречило американе и Бетховену. «Три места в Новой Англии» (1911-1914), например, посвящены именно что трем местам в Новой Англии: памятнику генералу Гражданской войны Роберту Шоу в Бостоне, мемориалу лагеря генерала Патнэма в Реддинге времён Войны за независимость и реке Хусатоник у Стокбриджа. И тут намешано вообще все: спиричуэлсы, религиозные гимны, маршевые мелодии, даже популярные мелодии тех лет. И еще хроматизм, почти авангардный тогда.

РНО вывел эти понятные только американцам патриотические смыслы скорее в сторону трагического нагнетания духа Шостаковича, скажем. А вот оркестр филармонии Новой Англии исполняет его (хотя там китайцев больше, чем американцев) в вязкой тягучей манере, ближе к импрессионизму, разрезая вдоль и поперек буквально конкретными исполнениями военных гимнов тех лет. Кажется, и Кристиан Кнапп ждал нечто подобного от РНО, но напрасно. Слишком уж велики культурные различия.

Кристиан Кнапп и РНО
Кристиан Кнапп и РНО

«Вопрос, оставшийся без ответа» того же Айвза - одно из наиболее часто исполняемых его сочинений. Оно визуально выигрышно. Оркестр играет привычные гармонии в едином темпе Largo molto и хоральной фактуре, аки всемирная гармония мира, или, согласно авторскому пояснению к партитуре, как «молчание друидов, которые ничего не знают, не видят и не слышат». Труба интонирует «Вечный вопрос существования», произнося его всегда одинаково (ее вынесли на правый балкон). Флейты на центральном верхнем балконе, вступающие каждый раз после окончания «вопроса», суетливо пытаются объяснить смысл жизни, но настолько хаотичны и атональны, что скорее запутывают. Труба повторяет свой вопрос семь раз, причем все более замедленно и будто разочарованно. Флейты суетятся все больше, подсказывая, что ответа на главный вопрос нет.

«Ноксвилл, лето 1915 года» (1947) для сопрано и оркестра на слова Джеймса Эйджи авторства Сэмюэла Барбера спела Лилия Гайсина. Слов было не разобрать, хотя Лилия строго следовала причудливой диатонической мелодии, в которой доминирует интервал малой терции. Нельзя сказать, что это было мелодично. Оркестр прилежно играл остинато, туда проникали темы песен Гражданской войны, нам не слишком известные, типа «Reveille» и «Deep River», но все это складывалось во вполне узнаваемую пентатонику. Лилия Гайсина вполне уверенно по ней и ходила.

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина

Завершила концерт симфония «Доктор Атом» Джона Адамса. Она основана на одноименной опере, которая в прошлом году в России впервые была представлена в «Новой Опере» в дирижерстве Федор Леднёва. Подобные сочинения называют CNN-операми – термином, ассоциативно связанным с новостными программами телекомпании CNN и подчеркивающим выбор сюжетов на остроактуальные темы. Однако Адамс пояснял, что музыка написана под влиянием «Гибели богов» Р. Вагнера, и «Доктор Атом» с его постоянным ощущением приближающегося конца выглядит его ответом великому предшественнику. Главный герой «Доктора Атома» – Роберт Оппенгеймер (1904-1967), американский физик-теоретик, научный руководитель Манхэттенского проекта, где разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в Нью-Мексико перед решающим испытанием атомной бомбы в 1945-м.

И специфика что оперы, что симфонии — вот в чем. Американский композитор полностью отвергает осмысление собственно взрыва ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки, будто их и не было. Он концентрируется на тревожном духе времени до взрывов, и работе Оппенгеймера над атомной бомбой. И все. Кажется ли это оправданием атомной бомбардировки Японии? Мне-то вполне кажется, и более чем. Но каждый решает за себя.

Кристиан Кнапп попытался сакцентировать на общей тревожности, благо РНО эта эстетика близка. И это было убедительно. Длинные струнные тревожные пады, взрывные тромбоны и валторны, волнующая труба. Тут есть, что играть. Слушатели встретили эту версию овациями. РНО был прекрасен.

Погружение в американскую музыку XX века оказалось познавательным. Путешествие от военных гимнов позапрошлого века через рэгтаймы и всхлипы старых американ до утонченного переживания (нет) трагедии Хиросимы и Нагасаки, - занимательный перформанс. Почему нет.

Вадим ПОНОМАРЕВ

07/10/2024 - 03:01   Classic   Концерты
В Большом зале Московской консерватории прошел концерт обновленного состава Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра под художественным руководством Юрия Башмета. Как же удивил пианист Алексей Мельников...

Изначально такой необычный оркестр был организован в 2023 году, тогда же прошли его первые концерты в Москве и Минске. И вот новая итерация: кто-то подрос и по возрасту выбыл из молодежного оркестра, кто-то добавился. Всего это 90 лучших студентов творческих вузов России и Белоруссии. В юношеском оркестре Башмета играют от 11 до 22 лет, а тут играют старшеклассники и студенты. Творческими шефами для оркестровых групп стали ведущие артисты «Солистов Москвы», московских и белорусских консерваторий.

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр
Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр

«Я очень рад, что это становится уже традицией. Прошли первый концерт, второй, теперь третий и четвертый. Нас с белорусами ничего не разъединяет. У нас общая школа музыкальной индустрии. Другое дело, что есть сверхзадача. Молодежь подрастает, учится, и им нужно давать возможность играть, общаться. Один народ, один мир. Оркестр имеет огромную перспективу. Конечно, он сборный, за несколько репетиций невозможно добиться идеального звука. Главная цель, объединяющая нас, - музыка. И вкус. Мы вместе были всегда, есть и будем. Я ежегодно бываю в Минске, всегда получаю приветствия от президента. Фестиваль в Минске сохраняется, пауз нет. Мы не останавливаемся в нашей профессии. Сегодня мы играем в таком зале, где мечтают выступить все. Я играл здесь исторические концерты, для меня это самый важный зал. И тут играют лучшие», - рассказал в кулисах Юрий Башмет.

Программу для обновленного состава Юрий Башмет выбрал непростую: «Половецкие пляски» Бородина, Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха» Солтана, две пьесы Хачатуряна и Концерт №3 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Ничего себе программа для ребят, многим из которых нет и 18-ти.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Половецкими плясками» дирижировал сам Башмет. Оркестр в этом ориентальном звуке был тяжеловат, но с легкостью откликался на все предложения дирижера добавить эмоций: молодость, она такая.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

А дальше был Третий концерт Рахманинова ре-минор. И тут происходили просто чудеса. И все они были связаны с пианистом Алексеем Мельниковым. Он окончил Московскую консерваторию под руководством Сергея Доренского и его ассистентов, включая Николая Луганского. В 2019 году завоевал III премию на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Именно что Луганского он и напомнил в этот момент. Мы-то все привыкли к Третьему концерту в исполнении Мацуева, например. Но Алексей Мельников с самого начала творил совершенно другого Рахманинова: нервного, взбалмошного, оглядывающегося. Мельников играл не победителя, а сомневающегося, трагичного актора. Скупая минималистичная техника, задумчивые клавиши. Это было поистине выдающееся исполнение. Это еще не говоря о виртуозности самого пианиста. Вот уж стряхнул пыль с партитур, так стряхнул.

Алексей Мельников
Алексей Мельников

Белорусско-российский симфонический оркестр под управлением Фредда Кадены поддерживал Мельникова, но иногда все-таки от молодости перебарщивал с громкостью. Юные музыканты слишком уж буквально понимали жесты Кадены. Ликующая публика БЗК вызвала Мельникова на бис, и он не отказал.

Фредда Кадена
Фредда Кадена

Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под дирижированием Юрия Башмета прошла без приключений, - романтично, экспрессивно, с пронзительными струнными и громоздкими духовыми. Ну конечно, у оркестра есть проблемы с духовыми, особенно деревянными, - а у кого их нет? В целом все прозвучало весьма прилично, особенно романтичные первые скрипки. «Затухающая» кода тоже удалась прекрасно.

Вальс из оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана, одного из видных композиторов Белоруссии, был сыгран оркестром п/у Александра Сосновского элегантно. А из Хачатуряна оркестр выбрал узнаваемый вальс из спектакля «Маскарад» и адажио из балета «Спартак». Ими дирижировал сам Юрий Башмет. Это было эффектно и ярко.

Александр Сосновский
Александр Сосновский

ВАДИМ ПОНОМАРЕВ
Фото: МИХАИЛ БРАЦИЛО

07/07/2024 - 05:29   Classic   Концерты
Гала-концерт "Ночь Чайковского" под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялся в усадьбе Демьяново в Клину в третий раз, и в этот раз сыграли музыкально-драматическую композицию «Евгений Онегин».

Премьера этой композиции из текстов Пушкина и самых знаменитых арий из оперы Чайковского состоялась в 2010 году. Она проехала Ярославль, Сочи, Калининград, Вену, Москву, Самару, да и тот же Клин. Неизменным оставалось одно: участие оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета, и чтецы, семейная пара Константин Хабенский и Ольга Литвинова.

Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину
Гала-концерт «Ночь Чайковского» под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялась в усадьбе Демьяново в Клину

А вот солисты менялись. Чаще всего Татьяну пела Жаля Исмаилова, Ольгу - Ирина Шишкова. Ленского чаще всего пел Игорь Морозов, а Гремина - Олег Цыбулько. Ну, представлять никого не надо.

Теперь из прежнего состава остались только Олег Цыбулько в роли Гремина. а также Анастасия Бибичева в роли Лариной и Александра Саульская-Шулятьева в роли Няни. А главные роли спели совсем новые лица, впервые эту программу обкатали в Пушкинских горах в Михайловском Псковской области и Воткинске Удмуртии, - совсем неслучайных местах для Пушкина и Чайковского.

«Для меня это второй «Евгений Онегин» с Юрием Абрамовичем. Первый был в Воткинске, на родине Чайковского, и это нечто особенное. Для меня опен-эйр — не частая история, и очень интересно поработать с драматическими артистами. И это работа с микрофоном, ты должен слышать в мониторах себя, оркестр, других солистов. Это абсолютно другой контроль звука, и ты не видишь дирижера. Приходится быстро ориентироваться в пространстве. Главное, чтобы не было комаров! И тут ожидается 25 тысяч человек, я никогда не выступала перед такой большой аудиторией. Чувствую восторг, волнение, уже радость и удовольствие. Очень рада, что столько людей придет нас послушать. Я буду петь партию Ольги, она веселая, красивая. Я вообще считаю, что она — главная героиня оперы, потому что из-за нее происходит весь раздор между Ленским и Онегиным. Мне очень нравится эта роль, потому что это — непринужденная девушка, которая счастлива, рада, наслаждается жизнью, и меня она восхищает», - говорила перед концертом исполнительница роли Ольги меццо-сопрано Анна Юркус.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Юрий Башмет порассуждал о том, какой хотел бы видеть свою версию «Евгения Онегина».

«Чем больше импровизации и у солистов, и в оркестре, - чем больше свободы, тем ближе мы к гениальному творению Пушкина и Чайковского. Главное, что мы не повторяем каких-то исполнительских штампов. Мы смотрим на партитуру, - и как будто вот только что Петр Ильич сочинил, и идем по его пути. Это самое важное, я убежден. Свежесть именно в этом состоит, - в его исполнении много наростов, штампов. Что-то когда-то кто-то гениально сделал, за ним повторили, еще повторили, и замылилось это. Нам хочется свежести. Постараемся вас удивить. Хабенский меня покорил тем, что уже на первой репетиции он четко, точно знал темп, ритм, пульсации, чувствовал все паузы. Он очень хорошо выучил музыку Чайковского. … Однажды я проснулся, и вспомнил, что мне приснилась ясность. Кто кого любил, кто кого предал, кто кого убил. И я подумал, а кто из молодых людей придет в оперный театр и будет смотреть и слушать оперу? У них свои понятия, а по оперным голосам не всегда понятно, о чем они поют, какой текст. И мне захотелось, чтобы впервые пришедший на оперу молодой человек вообще понял, о чем речь идет. Поэтому родился такой жанр: чтобы текст читали замечательные профессиональные актеры, знаменитые арии пели прекрасные певцы, а в «Кармен» мы еще и третье измерение добавили — балерины, у нас Ульяна Лопаткина танцевала. Актеры читают текст, и люди понимают, о чем речь».

Анна Юркус спела Ольгу
Анна Юркус спела Ольгу

В целом, примерно так на сцене и получилось, за одним досадным исключением. К новому вокальному составу нет ни одной претензии. Солистка МОП Большого театра и «Новой оперы» Анна Юркус действительно спела Ольгу непосредственной, эмоциональной, непринужденной, спела безупречно и чудесными серебристыми нотками в тембре. Спела так, что Ольгу невозможно и заподозрить в каких-либо интригах, - она счастлива, счастлива в своем счастье, и точно никому не желает несчастий. Так же, мне кажется, ее видел и сам Чайковский, судя по музыке, хотя текст Пушкина позволяет и иные трактовки.

Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия
Татьяна в исполнении Елизаветы Нарсия

Татьяна в исполнении сопрано, ученицы Дмитрия Бертмана и солистка «Геликон Оперы» и МОП Большого театра Елизаветы Нарсия (неакадемическая публика могла ее услышать в дуэте с певцом Шаманом «Улетай») спела прекрасно. Может быть, сценический образ показался слишком уж драматичным, хотя начиналась с лирики. У Чайковского Татьяна лирична, но не драматична и тем более не истерична. Она просто хорошая, немного замкнутая в себе девушка, в 17 лет влюбившаяся в мужчину намного старше себя. К вокальным же партиям вопросов нет, - спето все потрясающе живо. Уже ждем Нарсия в «Онегине» Большого театра, если Дмитрий Вдовин сочтет ее готовой к этому. Башмет остался ею явно доволен.

Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова
Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова

О главных мужских ролях. Ленский в исполнении тенора Ильи Легатова, еще одного артиста Молодежной оперной программы Большого театра, прозрачен и чист в верхних регистрах. В самых знаковых ариях Ленского он нашел баланс между лиричностью и звуковой атакой, все прозвучало гармонично и органично. А еще он был неожиданно «впетый» в эти арии, хотя вроде на значимых площадках Ленского еще не пел.

Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)
Татьяна (Елизавета Нарсия) и Онегин (Илья Кутюхин)

Сам Евгений Онегин в исполнении баритона Ильи Кутюхина был поначалу немного тяжеловат, но отменно компенсировал это какой-то будто отстраненностью в лирические моменты и эдакой лихостью в дуэтах. Вот и нет никакой «тяжеловатости». Онегина он изредка пел, но в родном Большом театре не пел никогда. Вполне достойный кандидат, и эпопея со спектаклями Башмета ему будет точно в помощь.

Константин Хабенский
Константин Хабенский

Досадным же исключением, на мой взгляд, оказалось чтение стихов Пушкина в исполнении Константина Хабенского и Ольга Литвиновой. Да, Башмету это нравится. Я же не в первый раз из зала смотрю этот спектакль, и прекрасные драматические артисты явно перебарщивают с мелодекламацией. Это размеренное чтение стихов очень хорошо с современной поэзией, когда Рождественский или Ахмадуллина чуть подвывают под вполне себе говорительный текст. У Пушкина все не так: привычные разговорные фразы сменяют старинности вроде «Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант...» Ненаслушанная молодежь мгновенно теряет канву повествования. Им нужен живой русский разговорный язык, а не вот это ритмичное подзавывание. И есть же прекрасные примеры органики: как же, Боже мой, читали классическую русскую поэзию Михаил Казаков, Сергей Юрский, Александр Филлипенко… Да в голову не придет, что этим текстам по 200 лет! А тут — приходит, причем с каждой фразой. Более того, на «сложных» предложениях они еще и ускоряют темп. Ну явно не этого хотелось бы слышать от стихов Пушкина.

Опен-эйр с классической музыкой — это всегда испытание. Артисты в усадьбе Демьяново в Клину успешно ее прошли. Упомянутые 25 тысяч зрителей отчаянно аплодировали буквально во всех переменах чтецов и певцов. Отличная погода, огромные светодиодные экраны, чтобы в любом уголке поляны зрители видели и слышали артистов, - все сложилось.

Спектакль стал возможен при поддержке Фонда президентских грантов.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

Страницы